Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Феденкова, Е. В. Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. В. Феденкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3353/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ребёнок дошкольного возраста получает прочные знания, умения и навыки посредством активной познавательной деятельности, одним из основных условий которой является интерес. В дальнейшем познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Из работ Л. С. Славиной видно, что интеллектуальная пассивность детей, избегающих активной мыслительной деятельности, ведёт к неуспеваемости и недисциплинированности. Следовательно, ещё на этапе дошкольного детства воспитателю необходимо поддерживать познавательные интересы на должном уровне [1, с.3].

По данным анализа работ учёных, например, В. В. Хитрюк и нашего диагностического исследования, мы отмечаем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья интерес к познанию выражен в недостаточной степени: данная категория воспитанников не показывает яркого стремления к получению новых знаний, познанию окружающей действительности. Из этого следует, что педагогу необходимо стимулировать познавательные мотивы детей с особыми образовательными потребностями [4].

По причине того, что в нашу жизнь быстрым темпом входят различные инновации, в работе воспитателей детских садов стало наблюдаться активное использование электронных технологий. В свою очередь, и мы в течение нашей проектной деятельности по развитию интереса к познанию у детей с ОВЗ обращались к использованию преимущественно современных электронных средств и программ в совокупности с традиционными. Перечислим их.

  1. Использование компьютерной программы для создания мультимедийных презентаций.

С помощью программы Microsoft PowerPoint мы создали ряд обучающих и развивающих презентаций. Принцип работы заключался в подготовке слайдов, на которых, в нашем случае, размещались картинки, изображения, видеоролики и т. д. Также мы добавляли звуковые эффекты и закадровый текст. Чтобы сделать презентацию более динамичной и эффектной, мы применяли интересные переходы между слайдами.

  1. Использование проектора и интерактивного экрана для показа мультимедийных презентаций.

С целью наиболее удачного представления и использования презентации мы применяли проектор, с помощью которого создавали действительные изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране, т.е выводили находящиеся на экране компьютера презентации на интерактивный экран.

Эффективность использования презентаций в деятельности педагога объясняется тем, что их применение стимулирует познавательную активность дошкольников; иллюстрации, задания на экране привлекают внимание детей, вызывают наибольший интерес и надолго откладываются в памяти каждого воспитанника; также их показ позволяет детям легче усвоить сложный для восприятия материал [5].

Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у детей систему мыслеобразов. Взрослый человек принципиально отличается от ребёнка: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно — логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Поэтому так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

  1. Использование проектора и интерактивного экрана для просмотра мультфильмов.

Так же, как и в случае с презентацией, мы показывали мультфильмы на интерактивном экране, так как с их помощью можно получить точное и крупное изображение, наиболее удобное для группового просмотра.

Просмотр мультфильмов имеет огромное значения для детей дошкольного возраста. Во-первых, мультфильм — это особая и неотъемлемая часть детства. Это мир, в котором каждый ребенок может забыть о реальности и помечтать о чём-то сокровенном; во-вторых, мультфильмы несут в себе культурно-ценностный смысл: с их помощью мы можем знакомить детей с понятиями добра, дружбы, любви, взаимопомощи, бескорыстия, сочувствия, сопереживания [3, с. 145]; в-третьих, в мультфильмах заложены огромные потенциальные возможности эстетического воздействия на ребёнка. Телевидение, которому оказалось под силу раскрыть эстетические стороны действительности, создаёт ситуацию творчества, которая пробуждает в ребёнке эстетическое восприятие мира [2, с.3].

  1. Использование цифрового фотоаппарата при создании фотоколлажа оригинального изображения, состоящего из нескольких или множества фотографий.

Дети с удовольствием делали фотографии, выбирая при помощи педагога наиболее удачные ракурсы и чувствуя себя настоящими фотографами-профессионалами. Затем воспитанники с большим энтузиазмом отбирали снимки, из которых впоследствии создавали свой фотоколлаж.

  1. Использование цифрового фотоаппарата для съёмки кадров мультфильма.

Съёмка кадров мультфильма долгий и трудоёмкий процесс. Детям, как и собственно педагогу, требовалось внимание, сосредоточенность и терпение. Снимая на цифровой фотоаппарат кадры будущего мультфильма, воспитанники медленно двигали фигуры в нужном направлении. Съёмочная площадка и фотоаппарат должны были сохранять своё положение в течение всей съёмки; запрещалось двигать штатив и фотоаппарат на нём.

  1. Использование диктофона для озвучивания мультфильма.

Чтобы мультфильм был яркий, интересный и выразительный, требовалось озвучить персонажей. Дети, в соответствии с распределёнными ролями, учили реплики героев, а затем с помощью воспитателя записывали их на электронный носитель, в нашем случае-диктофон.

  1. Использование специальной компьютерной программы для создания мультфильма.

Для создания нашего мультфильма мы использовали программу Windows

Movie maker — одну из наиболее удобных программ для создания видеороликов из видеофайлов, либо фотографий. В данную программу можно импортировать видео, изображения, аудиозаписи. Шкала раскадрировки позволяет менять порядок кадров, а также продолжительность их воспроизведения. На шкалу времени также можно помещать выбранные аудиофайлы. Естественно, продолжительность аудио- и видеофрагментов может не совпадать. Аудио редактируется путем сокращения или увеличения продолжительности звучания. При желании можно добавить новый аудиофайл в место окончания предыдущего (длительность звука тоже отображается на шкале времени). Также неоспоримым плюсом программы является возможность использования спецэффектов. С помощью этой программы нам удалось создать красивый, интересный, запоминающийся мультфильм.

В итоге необходимо сказать, что использование электронных технологий повышает профессиональный уровень педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы работы и проявлять творческие способности. По результатам повторной диагностики выявлено, что в совокупности со специальными методами и приёмами ознакомление с презентациями, просмотр мультфильмов и их дальнейшее создание (съёмка и озвучивание) способствуют повышению познавательного интереса детей с ОВЗ, а также качеству усвоения материала.

Литература:

1. Вахрушева Л. Н.. Воспитание познавательных интересов у детей 5–7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 120 с.

2. Казакова Р. Г., Мацкевич Ж. В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. —М.: ТЦ Сфера, 2013. —128с.

3. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации. //Лингвокультурология. —2009 — № 3 — С. 142–147.

4. Хитрюк В. В., Пономарёва Е. И. Основы инклюзивного образования: учебно- методический комплекс. — Барановичи.: РИО БарГУ, 2014. — 372 с.

5. Мультимедийные презентации в образовательном процессе ДОУ // ДОШКОЛЬНИК.РФ. URL: http://doshkolnik.ru/ikt-deti/17032.html (дата обращения: 27.04.2018).

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный экран, презентация, просмотр мультфильмов, ребенок, цифровой фотоаппарат, дошкольный возраст, интерес, использование проектора, мультфильм, шкала времени.

Похожие статьи

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Похожие статьи

Игра как средство развития воображения у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационных технологий в работе с детьми с ментальными нарушениями

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста

Использование потенциала детских сказок в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами экспериментирования

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста

Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми

Задать вопрос