Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 7224 раза

Библиографическое описание:

Капустина, Ю. Н. Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры / Ю. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8035/ (дата обращения: 16.12.2024).

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения.

А. В. Луначарский

 

Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе, что говорит об их важности. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. Главный признак подвижных игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Как показала практика, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе.

Принципы игровой технологии:

-          принцип постепенности — от простого к сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры.

-          принцип наглядности — суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его.

-          принцип доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся.

-          принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится до прочного навыка.

Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений.

Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:

1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);

2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);

3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-командных соревнованиях.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъём детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.

Взяв во внимание главные мотивы игровой деятельности и взаимоотношений играющих, при достижении стоящих перед игрой целей можно разделить игры на три группы:

некомандные игры — это игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь», «Чай — чай — выручай».

игры переходные к командным — это игры, в которых отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя».

командные игры — это игры, характеризующиеся совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, например: «Скакуны», «Воробьи и вороны», «Две улицы», «Перестрелка», «Огонь с четырёх сторон».

Для организации интересного урока или весёлого мероприятия учитель подробно знакомится с основными видами игровых технологий. Продумывает весь ход игры. Каждый урок физической культуры в школе дети называют уроком хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости. Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.

Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры является связь с другими предметами. Практически на каждом уроке детям приходится работать с мячами, скакалками, обручами. Дети применяют на практике знания, полученные на уроке физкультуры.

На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

-          для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры — баскетбол, волейбол, футбол)

-          для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры)

-          для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

-          для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Результат использования игровой технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем

Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания школьников. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовалась игровая технология, посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием. Показателем успешности применения данной технологии на уроках стали высокие результаты в соревнованиях.

 

Литература:

 

1.      Гуревич И. А. Соревновательно-игровые задания по физическому воспитанию / — М.: 1994. — 350 с.

2.      Конради С. В. — Игровые технологии / 2001.-70 с.

3.      Копылов Ю. А., Верхлин В. Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации. Библиотечка «Первое сентября», серия «Спорт в школе». — М.: Чистые пруды, 2005. — 32с

4.      Найминова Э. Спортивные игры на уроках физической культуры. Книга для учителя. — Ростов на Дону: Феникс, 2001. — 256 с.

5.      Яковлев В. Г., Гриневский А. Н. Игры для детей / — М.: 1992. — 80 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, физическая культура, игровая технология, ребенок, урок, урок физкультуры, действие, учебный процесс.

Похожие статьи

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников

Похожие статьи

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Применение образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку

Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников