Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Веселова, К. К. Использование игровых технологий для повышения экологической грамотности младших школьников / К. К. Веселова, Н. П. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45.1 (544.1). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118698/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одной из задач современной системы образования является формирование экологической грамотности обучающихся. Для того, чтобы к окончанию 11-го класса личность выпускника соответствовала требованиям «портрета выпускника школы» и он, в частности, характеризовался как «осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни», работу в этом направлении необходимо начинать уже в начальной школе. Данный подход подтверждается целым рядом документов. Например, в Концепции экологического образования в системе общего образования начальное общее образование позиционируется как «этап формирования основ экологической грамотности» [5]. По мнению разработчиков Концепции непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области, одним из основных ориентиров начального общего образования является освоение элементов экологической грамотности [4].

В рамках нашей работы экологическую грамотность мы рассматриванием как совокупность знаний о природе, умение применять эти знания на практике и понимать последствия осуществляемых действий по отношению к окружающей среде. Учитывая тот факт, что в структуру экологической грамотности входят не только знания, но еще действия и мотивация, нами был разработан сценарий экологического квеста для учеников начальных классов, который был проведен на базе летнего школьного лагеря «Квантум» в муниципальном общеобразовательном учреждении «МГМЛ» города Магнитогорска.

Цель игры — сформировать у детей ответственное поведение по отношению к природе и окружающей среде. Данную игру в своей практике могут использовать педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования. Экологический квест рассчитан на участие четырех команд и по времени занимает 45 минут.

Суть игры заключается в прохождении командой определенного маршрута, включающего шесть станций. На каждой станции участников игры ждут задания, за правильное выполнение которых начисляются баллы. Победитель игры определяется по сумме баллов. В нашей игре для участников были подготовлены шесть станций: «Природная больница», «Костерок», «Послушай жалобы природы», «Шишки и листочки», «Переработай мусор», «Сортировка». На каждой станции можно находится не более 5 минут, последовательность прохождения станций указана в маршрутном листе.

В начале игры проводится организационный этап, на котором команды должны придумать название и девиз, соответствующие экологической тематике, получить маршрутные листы, ознакомится с правилами прохождения квеста (см. рис. 1).

Организационный этап экологического квеста

Рис. 1. Организационный этап экологического квеста

Станция, где участники квеста должны продемонстрировать, насколько хорошо они знают лечебные свойств различных растений, называется «Природная больница». В качестве заданий детям предлагаются описания лекарственных растений, которые они должны угадать. За каждый правильный ответ команда получает один балл. (см. рис. 2).

Прохождение станции «Природная больница»

Рис. 2. Прохождение станции «Природная больница»

На следующей станции «Костерок» команды должны представить себя путешественниками, которым необходимо обогреться и приготовить еду в полевых условиях. Для этого надо знать, как сложить и развести костер, используя только природные материалы, чтобы он горел как можно дольше и его не задул ветер. Команды должны сложить из предлагаемого материала разные виды костров и сказать, как они называются. За каждый вид костра команде начисляется 1 балл (см. рис. 3).

Выполнение задания на станции «Костерок»

Рис. 3. Выполнение задания на станции «Костерок»

Третья станция называется «Послушай жалобы природы». Общение человека и природы не всегда проходит бесследно для окружающей среды. На станции дети знакомятся с жалобной книгой, в которой растения, животные и насекомые «оставили» свои записи. Участникам квеста необходимо угадать автора жалобы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (см. рис. 4).

Участники игры знакомятся с «жалобной книгой» природы

Рис. 4. Участники игры знакомятся с «жалобной книгой» природы

На станции «Шишки и листочки» детям предлагается выступить в роли настоящих знатоков леса. Участники знакомятся с рисунками различных деревьев и их элементами в виде шишек и листьев. Задание заключается в том, чтобы каждому нарисованному дереву подобрать соответствующий лист или шишку и соединить с названием дерева. За каждый правильный ответ 1 балл.

Выполнение задания на станции «Шишки и листочки»

Рис. 5. Выполнение задания на станции «Шишки и листочки»

На станции «Переработай мусор» участники игры должны предложить как можно больше вариантов практического применения мусора и старых, использованных вещей. Выполнение задания происходит под девизом «дадим отходам вторую жизнь». За каждый удачный вариант команде присуждается 1 балл. Дополнительные баллы на этой станции можно получить, правильно отвечая на вопросы викторины «Что наносит вред окружающей среде?» (см. рис. 6.)

Прохождение станции «Переработай мусор»

Рис. 6. Прохождение станции «Переработай мусор»

Заключительная станция экологического квеста называется «Сортировка». На последнем этапе участники игры должны дать краткие ответы «Да» или «Нет» на экологические вопросы, а также правильно рассортировать мусор по импровизированным контейнерам разного цвета (см. рис. 7).

Распределение мусора на станции «Сортировка»

Рис. 7. Распределение мусора на станции «Сортировка»

После завершения игры подводятся итоги и определяются победители. Обязательно необходимо дать возможность высказаться детям о том, что понравилось, что запомнилось, что узнали нового, какие задания были, по их мнению, наиболее трудными.

Проведенная игра показала, что у экологических квестов есть большой образовательный и воспитательный потенциал. На наш взгляд данную форму работы можно с одинаковым успехом использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. По нашему мнению, чтобы экологические квесты получили дальнейшее развитие необходимо разрабатывать как можно больше разных сценариев с набором готовых заданий, а учителям предоставить возможность пройти специальное обучение. Привлекательность данных игр можно повысить за счет привлечения спонсоров, а сделать их содержание наиболее интересным и познавательным поможет сотрудничество с социальными партнерами, например, музеями, библиотеками и т. п.

Литература:

  1. Баранова, И. А. Игровая деятельность в экологическом образовании / И. А. Баранова. — СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. — 112 с.
  2. Галкина, Н. В. Экологические квесты для детей / Н. В. Галкина. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2020. — 96 с.
  3. Дмитриева, Т. В. Разработка экологических игр и заданий / Т. В. Дмитриева. — М.: Русское слово, 2021. — 136 с.
  4. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  5. Концепция экологического образования в системе общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://voopirk.ru/content/files/Kontseptsiya-ekoobrazovaniya.-08.05.22-.pdf
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, станция, экологическая грамотность, экологический квест, выполнение задания, правильный ответ, участник игры, начальное общее образование, общее образование, организационный этап.


Похожие статьи

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Применение игровых технологий в начальной школе

Похожие статьи

Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста

Использование логических игр для развития интеллектуальных способностей одаренных детей дошкольного возраста

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование дидактических игр для коррекции дислексии у детей младшего школьного возраста

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Применение игровых технологий в начальной школе

Задать вопрос