Квест-технологии в экологическом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (43) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 609 раз

Библиографическое описание:

Гизатулина, Н. А. Квест-технологии в экологическом воспитании дошкольников / Н. А. Гизатулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6 (43). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/199/6382/ (дата обращения: 16.12.2024).



Важнейшим фактором экологического воспитания является создание условий для наблюдения дошкольниками явлений и объектов природы и предоставления возможности непосредственного общения с живой природой. Для педагогов важно создавать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе новых технологий, форм, методов, приемов организации деятельности детей, в котором будут гармонично переплетаться разные образовательные области [1 с.5].

Особенно интересным и эффективным видом современных технологий становится интерактивная игра, которая предлагает нам условия, где дети могут изменить формы поведенияи деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленныезадачи.

Поэтому в своей работе я использую квесты. Квесты – это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки, разговаривать с различными персонажами в игре и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест – это командная игра, идея игры проста — команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию [1, с.9].

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Но самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект всех участников, ихфизические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку,и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, это тренировка памяти и внимания,это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать другза друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения, родители становятся активными участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении. Родители, вовлекаясь в образовательный процесс ДОУ, воочию видят результаты работы.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагогатребуется профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное — грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить целии задачи, которые ставит перед собой педагог, учитывая ту категорию участников (дети,родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главноеи, наверное, самое важное, это заинтересовать всех участников.

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

 игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

 социально-коммуникативной (развитие речи, ОБЖ здоровьесбережение);

 художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.);

 познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техникаи т. д.);

 театрально-музыкальной;

 восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством [3].

Такие деятельные экологические игры мы проводим совместно с родителями и детьми на территории нашего детского сада. Один из квестов назывался «В гостях у Байкала», в ходе которого команды решали экологические задачи: почему важно беречь окружающую среду, зачем сортировать мусор, как очищать воду, воздух, для чего необходимо беречь леса.

Получив карту экологического квеста с указанием станций, команды двинулись в путь. В ходе всего квеста дети прошли четыре станции, на каждой из которой необходимо было выполнить определенные задания. За каждое выполненное задание дети получали часть пазла, а в конце прохождения всех станций, сложив все пазлы– отыскали таинственный клад.

Также одной из эффективных, на мой взгляд, технологий является туристическая игра –геокешинг, суть которой заключается в интерактивном взаимодействии всех участников, способ узнать много интересного, познавательного о природных явлениях, объектах живой и неживой природы, родном крае.

Важным аспектом данной игры является возможность организации игровой деятельности таким образом, чтобы дети могли самостоятельно изучать окружающий мир, развивая познавательно-исследовательскую активность, любознательность, инициативность, наблюдательность и творчество. Поэтому основные игровые этапы обдумывают и реализуют сами дети при минимальной поддержки взрослого, как организатора игры.

Оставляя основную суть игры – геокешинг, мы внесли свои коррективы, подходящие для игры с детьми старшего дошкольного возраста. Так, например, организационным моментом является выбор команд, как правило это 2 группы (команда А, команда Б) которые подготавливают 3–4 задания друг для друга. Задания включают в себя различные проблемные ситуации, которые необходимо решать коллегиально.

Перед началом игры команды делятся по функционалу: одна команда — ведущая, вторая команда — искатель клада.

Команда-ведущая с помощью педагога выходит в эфир с командой-искателем и озвучивает путь следования (например, вам нужно встать лицом к детскому саду, повернуть направо, сделать 12 больших шагов, посмотреть налево, там будут березы, возле самой старой березы вас ждет конверт с заданием). Объекты могут быть разнообразными: деревья, кустарники, клумба с цветами, овощные культуры на огороде и т. д. Что касается заданий, то это могут быть игры «Найди такой же листок»,«Выбери правильный ответ», «А как бы ты поступил», так и практическое выполнение «Как сделать фильтр для воды», «Как правильно выложить дрова для костра»и т. д. Так же задания могут быть провоцирующего характера, например, «Нарви букет цветов», «Сломай ветку», выполнение которых может вызвать у детей недоумение, протест [4].

Таким образом, выполнив первое задание, искатели озвучивают ответ, при правильном ответе получают координаты к следующему заданию. Так, проходя все 4 задания, команды доходят до клада, как правило, это поощрительные призы. Далее команды меняются функциональными обязанностями и уже искатели становятся ведущими.

Подготовка к игре, обсуждение заданий, предварительное прохождение путей следования, тщательное изучение территории является мощным мотиватором к активной детской деятельности, в процессе которой решается разнообразные образовательные, развивающиеи воспитательные задачи, которые невозможно заранее предвидеть, продумать педагогу.

Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, ответственного отношения к природе — длительный и сложный процесс, который невозможен без знаний основ окружающего мира, познания связей и отношений, существующих в нем. Важно, чтобы ребенок понимал, что он является частью природы. Задача для нас, взрослых, — показать ребенку как многообразен и прекрасен этот мир.

Литература:

  1. Гавришова Е. В., Миленко В. М. Квест– приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
  3. Лечкина Т. О. Технология «Квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование — 2014. — № 4. — С. 45–47.
  4. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В. и др. Образовательный квест– современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
  5. Шеина Л. И. Квесты– как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Концепт: научно-методический электронный журнал. — 2016. — Т. 46. — С. 439–441.
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/12/24/pedagogicheskiy-proekt-kvest-igry-v-realizatsii
Задать вопрос