Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 13.05.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Северова, А. А. Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников / А. А. Северова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 671-672. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114063/ (дата обращения: 16.07.2024).



В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: экологическое воспитание, игровые технологии, младший школьник, условия формирования экологической воспитанности, система экологических игр.

Экологическое воспитание младших школьников является неотъемлемым компонентом полноценного развития личности, берущий свое начало со знакомства ребенка с удивительным миром природы. Согласно Л. В. Абрамовой, экологическое воспитание способствует формированию ценностных установок, нравственного и экологического сознания детей, а также развитию навыков для взаимодействия с природой и обществом [1, с. 22].

Система экологического образования в начальной школе направлена на постепенное формирование экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде. Главная цель — пробуждение интереса к природе, ее сохранению и защите, а также воспитание уважения ко всему живому [4].

На начальной ступени образования детей младшего школьного возраста у них развивается особая способность проявления эмпатии к окружающему миру. Ученики видят учителя как авторитетного источника информации, стимулирующего их стремления и побуждения к активным действиям и достижениям в повседневной жизни [2, с. 147].

Для успешного и благополучного достижения поставленной цели, формирования экологического воспитания младших школьников, рекомендуется применение игровых технологий, которые делают образовательный процесс и воспитательный аспект обучения увлекательным, интересным, запоминающимся и позволяют детям активно участвовать, развивая креативность, критическое мышление, тем самым постепенно вырабатывая ответственное и бережное отношение к окружающей среде.

Мир игры дает возможность создания наиболее эффективного процесса освоения новой информации на уроке, наполняя обыденные и уже привычные ученикам занятия эмоциями, в результате которых игровые задания будут способствовать развитию психических процессов учащихся начальной школы [3, с. 234].

Таким образом, мы можем утверждать, что игровые технологии представляют собой мощный инструмент для организации работы по формированию экологического воспитания у младших школьников по нескольким причинам: возникновение у детей интереса и привлекательности игр, возможность практического применения знаний об экологии и важности охраны окружающей среды, симуляция и моделирование различных экологических ситуаций, организация коллективного обучения, повышение мотивации за счет системы поощрения достижений.

Основываясь на значимости игровых технологий как средства экологического воспитания детей младшего школьного возраста, нами было проведено исследование, целью которого было выявить условия эффективности использования игровых технологий как средства экологического воспитания младших школьников и разработать систему экологических игр, направленных на повышение уровня экологической воспитанности учащихся начальной школы.

Исследование осуществлялось в три этапа на базе МБОУ города Иркутска «Средняя общеобразовательная школа № 26». Принимали участие ученики 3 «Г» класса в количестве 19 человек. На первом этапе мы изучали исходный уровень представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой, умений оценивать результаты взаимодействия людей с природой и уже имеющегося на данный момент опыта в экологически оправданной деятельности. На втором этапе мы выявляли собственное отношение школьников к природе и сформированность их первоначальных представлений о правилах и нормах взаимодействия с природой. На третьем этапе исследования мы определяли готовность учащихся 3 «Г» класса к эколого-ориентированным поступкам, в ходе которого детям необходимо было аргументировать собственную позицию относительно экологических проблем.

Результатом исследования было приято решение о проектировании и разработке системы экологических игр по повышению уровня экологической воспитанности младших школьников, имеющей следующие задачи для достижения поставленной цели исследования:

1) Развитие познавательной активности.

2) Формирование желания действовать с разнообразием игр.

3) Формирование интеллектуальной активности в игре.

4) Создание условий для активизации умственной деятельности, развитие потребности и желания приобретать новые знания.

5) Развитие умения играть самостоятельно, проявляя инициативу в игре.

6) Осознание общественных, личностных, цивилизационных ценностей при формировании экологического воспитания.

7) Адекватное принятие решений соответственно экологическим требованиям.

8) Проведение оценки готовности к экологической деятельности согласно собственным взглядам и убеждениям.

9) Реализация реальной экологической деятельности, осуществляемой в конкретных условиях.

10) Формирование гуманистического стиля экологического мышления.

11) Формирование системы экологических знаний.

Литература:

1. Абрамова, Л. В. Экологическое воспитание младших школьников как педагогическая проблема / Л. В. Абрамова. — Текст: непосредственный // Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления их решения: материалы Международной научно-практической конференции. — Стерлитамак: Агентство международных исследований, 2023. — С. 21–23.

2. Келль, К. А. Педагогический потенциал экологического воспитания младших школьников / К. А. Келль. — Текст: непосредственный // Педагогическая наука и современное образование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. — С. 147–150.

3. Терехова, К. С. Игра и игровая деятельность как составляющая образовательного процесса в школе / К. С. Терехова. — Текст: непосредственный // Вопросы педагогики. — 2020. — № 3–2. — С. 233–235.

4. Хаменок, Л. Г. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы развития / Л. Г. Хаменок. — Текст: непосредственный // Наука — образованию, производству, экономике: материалы 72-й Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2020. — С. 490–491.

Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, младший школьный возраст, начальная школа, окружающая среда, игра, повышение уровня, поставленная цель, природа, Формирование, экологическая воспитанность.


Ключевые слова

игровые технологии, экологическое воспитание, младший школьник, условия формирования экологической воспитанности, система экологических игр

Похожие статьи

Задать вопрос