В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, культура, экологическое сознание, игровая технология, игра.
В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. При этом экологическое образование подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности [1, с.55]. Уже с дошкольного возраста родители и воспитатели начинают формировать экологические понятия у детей. Воспитывать любовь к природе и их обитателям является основным стержнем. Говоря об экологическом воспитании следует характеризовать это понятие как основное в структуре экологического образования.
Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [2,с.6].
В настоящее время целью экологического образования становится не столько формирование знаний и умений, сколько развитие экологического сознания, мышления, культуры, поэтому в педагогической теории и практике идет поиск эффективных путей формирования экологической культуры личности.
Дети приходят в школу совсем еще наивными и чистыми созданиями. Они гораздо более чувствительны ко всему, включая проблемы экологии. Младшие школьники не имеют достаточного представления о том, какие поступки и поведение людей действуют на природу разрушающе, но минимальные понятия они уже усвоили в дошкольном учреждении
Экологическое воспитание в начальных классах имеет свою особенность — процесс воспитания должен стать более комплексным. У детей меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную), наглядно-образное мышление сменяется абстрактным, развивается потребность к труду в природе, но соответствующих знаний и умений им все еще не хватает. Поэтому формы и методы воспитания все еще строятся на играх, экспериментах, наблюдениях, опытах в сопровождении бесед.
Само понятие экологической культуры определяется Н. Ф. Виноградовой, как способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Под воздействием экологической культуры складывается экологическое поведение. В процессе развития у детей экологического сознания и экологической культуры надо помнить о необходимости развивать этические, нравственные, гражданские, экологические, общекультурные ценности, без которых весь процесс познания превращается в акт накопления информационного багажа.
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу эффективности результатов. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (весы, бинокль), по-другому оформить атрибуты. С помощью взрослого дети могут починить игрушку.
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании. Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которая рассматривается как «важное средство формирования экологической культуры личности ребёнка».
Экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет дошкольный и школьный возраст, который является начальной ступенью в формировании ответственного и трепетного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре. В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу. Задача учителя — сформировать экологическую культуру у учащегося в учебной деятельности. Отлично в этом поможет игра как средство. Так как именно она остается ведущей в начальной школе.
Литература:
- Букин А. П. В дружбе с людьми и природой.- М.: Просвещение, 1991.
- Бесова М. А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6–10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,1998 г.