Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ванюкова, З. Г. Применение игровых технологий в процессе формирования здорового образа жизни обучающихся / З. Г. Ванюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107811/ (дата обращения: 24.12.2024).



Вопросы сохранения и поддержания своего здоровья, противостояние болезням, пандемиям имеют в наше время огромное значение для каждого человека. При решении этих проблем, в первую очередь, необходимо прилагать усилия для устранения причин, которые приводят к болезням.

Для защиты человеческого здоровья существует множество механизмов: защитно-приспособительные реакции организма человека; экологические факторы, которые заставляют человека адаптироваться к изменениям в окружающей среде; социальные меры поддержки человеческого здоровья. Все вышеперечисленное взаимосвязано и взаимообусловлено.

Мир, окружающий человека, — это его среда обитания, объект эстетического отношения и познания. Явления мира безупречны с точки зрения красоты, совершенства, мощи, силы духа. Познание всего этого формирует у человека научное мировоззрение, которое, в свою очередь, обусловливает необходимость экологического образования, воспитания, способствующих становлению экологического сознания, экологической культуры человека.

В своем экологическом манифесте Д. Лихачёв и И. Шкляровский говорят, что «Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля — одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца» [5].

Это образное сравнение наглядно показывает, насколько хрупким является тот мир, в котором мы живем, и насколько важно, начиная со школьной скамьи, воспитывать у обучающихся потребность в здоровом образе жизни, постоянное стремление повышать духовную и научную культуру, развивать интерес к проблемам экологии. Начинать воспитывать в ребенке экологическую культуру, развивать его экологическое сознание необходимо с самого раннего детства, но особенно в подростковом возрасте, когда наступает время отрицания прежних «детских» ценностей. Очень важно при этом брать во внимание особенности региона, в котором проживает ребенок.

Экологическое сознание — такая форма сознания, когда человек понимает не только влияние природы на человека, но и свое влияние на природу, т. е. человек с экологическим сознанием берет на себя ответственность за свое воздействие на природу, способствует поддержанию природного равновесия, опирается на свое экологическое мышление, совершая те или иные поступки.

Экологическое образование и воспитание обучающихся — это требование сегодняшнего дня, обусловленное современными проблемами. Чтобы человечеству сохранить себя как вид в настоящем, чтобы гарантировать существование в будущем, сегодняшние поколения жителей планеты должны понять и принять экологические ценности, изменить свое губительное мышление потребителя на мышление здоровое, экологическое, неразрывно связанное с образом жизни жителя планеты. Этот образ жизни тоже должен быть здоровым.

К сожалению, далеко не все современные дети стремятся к здоровому образу жизни. Отсутствие примера, прежде всего, — главная причина непопулярности ЗОЖ среди подростков. Зачастую домашнее воспитание не ставит своей целью воспитание здорового образа жизни: в лучшем случае родители в семье заняты зарабатыванием денег, в худшем — родители ведут асоциальный образ жизни. И тем, и другим не до здорового образа жизни. В сложившейся ситуации именно на школу ложится основная нагрузка по социализации молодого поколения.

Вопрос воспитания здоровой нации — один из важнейших на сегодняшний день вопросов, стоящих перед школой и государством. Медицинская статистика неутешительна (по данным 2017 года): у 68 % дошкольников возникают множественные нарушения функционального состояния органов и систем, 17 % детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым. Если к врожденным и уже приобретенным заболеваниям прибавить еще неправильный, неразумный образ жизни, который ведут подростки, то за будущее страны, ее экономический и научный потенциал, в конце концов, за генофонд нации становится страшно. Поэтому воспитание уважительного и ответственного отношения к своему здоровью, пропаганда здорового образа жизни среди детей очень важно проводить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, а также в системе дополнительном образовании. В качестве методики формирования здорового образа жизни можно использовать различные игровые технологии, например, квесты. Ниже представлен сценарий экологического квеста, который можно использовать при организации как урочной, так и внеурочной деятельности. Цель подобного мероприятия — формирование у школьников навыков безопасного поведения на природе и бережного отношения к ней.

По сценарию детям предлагается отправиться в небольшое путешествие и совершить несколько остановок на специально подготовленных станциях. Например, на первой станции, которая называется «походная», ребятам необходимо правильно сложить рюкзак, собрать походную аптечку и ответить на ряд вопросов о правилах поведения в походе и пользе туризма.

Следующая станция с названием «ядовитая» посвящена безопасному поведению на природе. В качестве задания предлагается разложить рисунки съедобных и несъедобных грибов, а также назвать ядовитые ягоды и растения, которые могут нанести вред здоровью человека. Дети должны по внешнему виду определять ядовитых змей и опасных насекомых.

На станции № 3 ребятам предлагается решит кроссворд на экологическую тему, а на станции «исторической» участники квеста должны проявить свои познания в вопросах, посвященных срокам разложения в природе предметов, сделанных из алюминия, стекла, пластика, картона, железа. А еще обучающиеся должны знать названия самых вредных металлов, которые используются в производстве и быту и при неправильной утилизации могут нанести непоправимый вред окружающей среде.

На станции «аптечной» участникам квеста предлагается вспомнить и записать как можно больше названий лекарственных растений, которые можно применять при ожогах, ссадинах, порезах, ушибах или простудных заболеваниях. Если о каком-либо растении будет предоставлена более подробная информация или описан конкретный случай из собственной практики применения лекарственных трав или цветов, команда может заработать дополнительные баллы.

На станции «погодной» ребятам предлагается попробовать себя в роли синоптиков и предсказать погоду, опираясь на приметы. Первую часть приметы зачитывает ведущий, а закончить ее названием природного явления должны участники команды.

Придя на станцию «съедобная», ребята должны перечислить как можно больше дикорастущих растений, из которых можно «приготовить» съедобные блюда. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Таким образом, каждая команда должна посетить все станции и набрать как можно больше баллов. Количество и названия станций зависят от организаторов игры.

В результате организации и проведения подобных игр ребята получают новые знания об окружающей среде и здоровом образе жизни, развивают мыслительные способности и умение работать в команде, формируют навыки экологического поведения.

Литература:

  1. Алексеев, Б. Д. Гиганты и карлики растительного мира/ Б. Д. Алексеев — М.: Агропромиздат, 1987–192 с.
  2. Астафьева, Е. И. К вершинам мастерства / Е. И. Астафьева. — Волгоград: Учитель — АСТ, 2006. — 96 с.
  3. Величевский В. И. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие / В. И. Величевский, И. Г. Кирпичев. — М.: Новая школа, 1997–141 с.
  4. Воложин А. И. Путь к здоровью / А. И. Волошин, Ю. К. Субботин, С. Я. Чакин. — М.: Знание, 1990. — 160 с.
  5. Лихачёв Д, Шкляровский И. Экологический манифест. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://promeco.narod.ru/manifest.htm
  6. Обухов, Л. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья / Л. А. Обухов, В. И. Величевский, И. Г. Кирпичев. — М.: ВАКО, 2005. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, экологическое сознание, окружающая среда, ребенок, станция, безопасное поведение, внеурочная деятельность, участник квеста, человеческое здоровье, экологическое образование.


Похожие статьи

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Похожие статьи

Использование инновационных форм работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности

Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся

Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников

Использование игровых технологий в воспитании патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование ресурсов проектной деятельности в системе патриотического воспитания школьников

Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Применение проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников

Задать вопрос