Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Игровые технологии — эффективный способ учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании

Педагогика
17.11.2025
1
Поделиться
Библиографическое описание
Веснина, Е. Н. Игровые технологии — эффективный способ учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании / Е. Н. Веснина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 47 (598). — С. 373-374. — URL: https://moluch.ru/archive/598/130258.


Современная жизнь стремительно меняется под влиянием новых технологий, и эти изменения диктуют свои правила во всех сферах нашей жизни. Производство, образование, воспитание детей — ни одна из этих областей не остается прежней.

Дополнительное образование не остается в стороне от прогресса. Его ключевая роль — подготовить новое поколение людей, готовых к жизни в мировом сообществе, которое сталкивается с важными вызовами в области развития личности и общества. Поэтому для построения более гуманного и справедливого мира крайне важно, чтобы каждый обучающийся смог проявить свои таланты и творческий потенциал.

Для педагогов открыт целый мир подходов к обучению, позволяющих выбирать самые эффективные и интересные методы. Для обучающихся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программ дополнительного образования.

Центр дополнительного образования — это место, где каждый ребенок получает шанс раскрыть свои способности. Акцентируется внимание на том, что интересно и нужно ребенку и его семье сегодня, и предлагается именно это. Особое внимание уделяется тем, кто уже проявляет выдающиеся способности: оказывается помощь в его росте, развитии и достижении новых высот.

Перед педагогами сегодня стоит одна из самых важных задач — сделать так, чтобы каждое занятие в кружке стало настоящим приключением для ребенка. И чтобы он не просто сидел и слушал, но и активно работал и головой, и руками, полностью погружаясь в процесс с искренним увлечением. Именно такое активное участие, когда ребенок сам что-то создает, исследует, пробует, становится той самой отправной точкой, с которой зарождается и крепнет глубокий познавательный интерес.

И здесь на помощь приходят игры и игровые технологии как верный союзник в достижении цели. Но важно понимать: это не пассивное развлечение, где ребенок просто наблюдает или выполняет механические действия, становясь скорее объектом игры, чем ее активным участником. Цель педагога — игра ради ученья. Это значит, что игра должна быть мощным инструментом, который помогает обучающимся учиться, исследовать, решать задачи и, как следствие, по — настоящему увлекаться процессом познания.

Когда ребенок активно вовлечен в игру и сам принимает решения, ищет ответы, экспериментирует — именно тогда рождается настоящее желание узнать больше, понять глубже. Кружок становится не просто местом для проведения времени, а настоящей лабораторией открытий, где каждый маленький исследователь с радостью и энтузиазмом постигает мир.

Совокупность приемов, применяемых в каком — либо деле, в искусстве называется технологией.

Игровые педагогические технологии — это целый арсенал методов и приемов, которые используют игры для обучения. Главное отличие таких игр от обычных в том, что у них есть четкая образовательная цель и ожидаемый результат. Эти цели и результаты всегда направлены на то, чтобы обучающиеся лучше усваивали знания и развивали свои навыки.

Игровые технологии в дополнительном образовании имеют ключевое значение, так как в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. Игра способствует развитию познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.

В детском объединении «Родничок» естественно-научного направления педагогом эффективно применяются в учебно-воспитательном процессе игровые технологии с целью развития познавательной и творческой активности обучающихся.

Дидактические игры и творческие задания (экологические загадки, головоломки, кроссворды) способствуют развитию у обучающихся интеллектуально — познавательных способностей, расширяют кругозор, развивают наблюдательность, в игровой форме знакомят с окружающим миром, элементарными явлениями природы, а также систематизируют экологические знания. Дидактическая игра «Живая неживая природа» обобщает и систематизирует знания обучающихся об окружающей природе, способствует развитию внимания, памяти, творческих способностей, воспитывает доброжелательные отношения в коллективе.

Такая технология педагогом используется при проведении занятий и воспитательных мероприятий.

Одна из активных форм экологического образования и воспитания подрастающего поколения театрализованная деятельность. Участие в театрализованных играх знакомит обучающихся с окружающим миром во всем его многообразии. Ребенок является участником событий из жизни людей, животных, растений. Педагогом активно применяются театрализованные игры при участии в природоохранных акциях: «Покормите птиц!», «Внимание, подснежник!», «Птицы — наши друзья!», которые способствуют формированию активной жизненной позиции по отношению к природе, помогают осознанному усвоению правил грамотного поведения в природе. Во время проведения этих акций педагогом проводятся экологические театрализованные праздники с применением разнообразных игровых технологий.

Игры с использованием природного материала (песок, каштаны, желуди, листья, шишки, камни) имеют особое значение в экологическом воспитании ребенка. Посредством таких игр обучающиеся познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, чувственный опыт. Приобретают трудовые навыки работы с различными материалами. Участвуя в выставках-конкурсах: «Цветы как признанье…», «Зимняя фантазия», обучающиеся в ходе практической игры обобщают и систематизируют представления о свойствах, качествах растений и различных природных материалов, тем самым овладевают практическими навыками работы с разными материалами в непринужденной увлекательной форме.

Игры-викторины способствуют формированию интеллектуальных знаний, развитию нестандартного мышления. Ценность таких игр заключается в командном участии и формирует общую и экологическую культуру. Викторина «Дни защиты от экологической опасности» повышает уровень культуры ребенка, создает условия для стимулирования познавательных интересов, знакомит с основными проблемами и задачами экологии, формирует представления о взаимосвязях в природе, привлекает обучающихся к практическим природоохранным мероприятиям, направленным на сбережение природных ресурсов.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, формируют многие умения и навыки, такие как умение работать в группе, принимать решения и брать ответственность на себя. Они воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении проблем, способствуют экологическому воспитанию.

Таким образом, применение игровых технологий на учебных занятиях и воспитательных мероприятиях в учреждении дополнительного образования обучающихся позволяет решать целый комплекс педагогических задач, оказывает большое влияние на развитие познавательной активности обучающихся, организаторских, коммуникативных и многих других важных качеств личности, что в свою очередь, повышает эффективность образования обучающихся.

Литература:

  1. Акимушкин И. «В мире животных» Школьная классика детям. — М., 2007. — 489 с.
  2. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей» — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1994. — 467 с.
  3. Выготский Л. С. «Психология игры». М.: — 1999г.
  4. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» Мозаика. Синтез.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №47 (598) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 373-374):
Часть 6 (стр. 367-437)
Расположение в файле:
стр. 367стр. 373-374стр. 437

Молодой учёный