О формировании здорового стереотипа поведения школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 364 раза

Библиографическое описание:

Гафурова, К. Р. О формировании здорового стереотипа поведения школьников / К. Р. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27087/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одной из актуальных задач формирования культуры здоровья населения является развитие навыков здорового образа жизни у школьников. Здоровый образ жизни помогает успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придётся, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим человеком, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. Здоровье - бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.

В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, её надо поддерживать ежедневно, то есть вести здоровый образ жизни. Особенно важно в школьном возрасте сформировать у детей необходимую для последующего здорового образа жизни базу знаний и необходимых практических навыков.

Здоровые дети - это основа современного общества, а на сегодняшний день в мире все больше становится больных детей. Данные медицинских отчетов свидетельствуют о том, что более 70% детей состоят на диспансерном учете по наличию самых разных заболеваний: ожирение, остеохондроз, кариес, слабое зрение, гастриты [3, с. 304].

Известно, что здоровье человека напрямую зависит от следующих факторов: наследственность, внешняя среда и образ жизни. Особое значение для сохранения здоровья имеет здоровый и безопасный образ жизни. В своем докладе на заседании Государственной Думы депутат А. Дмитриева отметила, что «в условиях нынешней демографической ситуации и распространения вредных привычек среди населения, такой страны, как Россия, может не стать через 50 лет!».

Одним из школьных предметов, на уроках которого осуществляется профилактика вредных привычек и формирование здорового образа жизни, является предмет ОБЖ. На этих уроках школьники знакомятся с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «компоненты ЗОЖ», выясняют способы и пути профилактики заболеваний, помогают понять, что они могут сделать для своего здоровья и здоровья других людей.

В вопросе формирования здорового и безопасного образа жизни школьников необходимы совместные усилия родителей и педагогов, включающие три основных направления:

- создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

- составление гармоничного режима труда и отдыха;

- воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения [4, с. 41].

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия [5, с. 192].

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 51, п. 1.7), образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников (ст. 51, п. 1.7).

Сохранение здоровья школьников зависит и от экологической безопасности. «Оптимальные условия школьной среды являются важнейшим фактором сохранения здоровья и работоспособности» [1, с. 102]. Можно выделить следующие составляющие безопасности образовательной среды: безопасные материальные условия организации учебно-воспитательного процесса в рамках учебных занятий, внеурочной работы и образовательные ресурсы (средства, компьютерное оборудование и пр.); физико-химические, биологические, гигиенические условия среды (освещенность, чистота воздуха, качество питьевой воды и т.д.); экологическое состояние территории учебного учреждения; видеоэкологическая составляющая физического окружения среды – степень открытости-закрытости конструкций дизайна, размер и пространственная структура учебных кабинетов и других помещений в здании [2, с. 35].

Таким образом, для формирования экологической культуры, формирования здорового образа жизни, для сохранения здоровья подрастающего поколения, необходимо не только создать безопасную образовательную среду, но и развить мотивацию к сохранению здоровья, учить способам и средствам укрепления здоровья, широко внедряя в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Как же современные школьники относятся к соблюдению самых простых правил здорового образа жизни?

В ходе педагогической практики нами было проведено анкетирование учащихся 5 классов на тему «Здоровый образ жизни». В анкету были включены вопросы о соблюдении основных правил личной гигиены, питания, об отношении к своему здоровью. Данные анкетирования представлены в Рисунке 1.

Рис. 1 Мой здоровый образ жизни

Анализ ответов позволил установить, что почти все школьники регулярно чистят зубы (92%), почти половина – делает зарядку и гуляет на свежем воздухе и только треть школьников всегда моет руки перед едой и ложится спать во-время. Многие учащиеся отмечают, что они питаются не полноценно и нерегулярно. В тоже время почти все ученики хотят быть здоровыми (95%) и считают, что знают, как заботится о своем здоровье.

Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства опрошенных нет здорового стереотипа поведения, умения здорового образа жизни не стали привычкой, нормой поведения, а мотивация к здоровому образу жизни, к сохранению здоровья носит формальный характер.

И учащиеся, и учитель ОБЖ были ознакомлены с результатами анкетирования, что послужило поводом к серьезной беседе о расхождении знаний о необходимости сохранения здоровья и реальном поведении в жизни.

Проведенное исследование помогло убедится в необходимости изучения курса ОБЖ в средней школе, подтвердило правильность выбранной профессии – учитель безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Артюнина Г.П., Гончар Н.Т., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни. (учебное пособие для студентов педагогических вузов) – Псков: 2003, 304 с.
  2. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений.Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г. и др. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
  3. Зайцев Н. К. , Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996, с. 35.
  4. Киселева Э.М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников. Здоровьесберегающее образование. 2013. №1(29), с.102-104.
  5. КиселеваЭ.М., Рзаева.Г.И. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов. Молодой ученый.2014. №18-1. С.42-43.
  6. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. 41с.
  7. Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5- 9 кл.: учебно-методическое пособие / под ред. Л. В. Баль, С.В. Барканова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 192 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, сохранение здоровья, здоровый стереотип поведения, здоровье, формирование.


Задать вопрос