Формирование здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (300) март 2020 г.

Дата публикации: 05.03.2020

Статья просмотрена: 1054 раза

Библиографическое описание:

Морозова, С. А. Формирование здорового образа жизни подростков в условиях общеобразовательного учреждения / С. А. Морозова, А. В. Бельцина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 141-142. — URL: https://moluch.ru/archive/300/67912/ (дата обращения: 22.11.2024).



В статье раскрывается содержание понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», важность формирования навыков здорового образа жизни, приводятся основные факторы в формировании правильного образа жизни. Приводится анализ эмпирических данных, полученных в рамках исследования навыков здорового образа жизни у подростков.

Ключевые слова:здоровье, здоровый образ жизни, формирование навыков здорового образа жизни, факторы в формировании правильного образа жизни, подростки.

Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [1, с. 12].

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения напрямую связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Однако современная российская действительность говорит о том, что здоровье молодого поколения катастрофически ухудшается [6, с.1].

Прав академик Ю. П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [3, с. 27].

Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [5, с. 36].

Образ жизни — тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [4, с. 9].

Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость [2, с.15].

Для исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, нами была проведена диагностическая методика «Индекс отношения к здоровью». Авторами данной методики являются С. Дерябо и В. Ясвина. В основе данной методики лежит проективная методика анкетного типа. Анкетная часть методики состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения. Опрос проводится в открытом виде, коллективно, не анонимно.

Как и любая другая методика анкетного типа, методика «Индекс отношения к здоровью» имеет свой способ обработки данных, полученных в ходе анкетирования.

Интерпретация результатов проводится с использованием пяти шкал: эмоциональная шкала; познавательная шкала; практическая шкала; поступочная шкала и общая шкала. Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у учащихся существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у учащихся сформировано плохо, они находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что они не будут вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Целевой группой для исследования ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, в рамках нашего исследования стали учащиеся 8 «б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района г. Волгограда» в количестве 23 человек 14–15 лет.

Обобщая результаты проведения методики «Индекс отношения к здоровью», мы получили следующие данные:

1) Высоким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 1 человек (5 %);

2) Среднем уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 12 человек (52 %);

3) Низким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 10 человек (43 %).

Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что в данном классе преобладает средний уровень ценностных установок и жизненных приоритетов. Данная информация позволяет говорить о том, что испытуемые нуждаются в проведении социально-педагогической работы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Работа над формированием навыков здорового образа жизни подростков будет продолжена в рамках нашей выпускной квалификационной работы.

Подводя итог, хочется отметить, что в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.

Литература:

  1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2010. — 198с.Горчак С. И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. с. 19–39.
  2. Исаев А. — Если хочешь быть здоров –М: Физкультура и спорт. 1998. — 15 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.с 15–29.
  3. Лисицын Ю. П., Полунина И. В. Здоровый образ жизни ребенка. — М.: 1984. — 27 с.
  4. Марков В. В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2014. — С.320.
  5. Обреимова Н. И. Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000. — 36 с.
  6. Токарева Н. С., О проблеме соблюдения основ рационального питания студентами педагогического вуза // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 2 (2). С. 1. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/777/Downloads/1434459853.pdf 30 мая 2015 http://strizh-vspu.ru/jurnal/20
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, жизненный приоритет школьников, Индекс отношения, установка, анкетный тип, нравственное здоровье, подрастающее поколение, правильный образ жизни, формирование навыков.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье, подростки, формирование навыков здорового образа жизни, факторы в формировании правильного образа жизни

Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность». Делается вывод о том, что в...

Организационно-педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов. Разработаны конкретные предложения по организации учебного процесса с целью формирования осознанной мотивации здорового образа жизни и здо...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен кра...

О модели профессиональной деятельности учителя начальной военной подготовки в формировании здорового образа жизни будущего защитника отечества

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с профессиональной деятельностью учителя в формировании здорового образа жизни. Положения, раскрытые в статье имеют многолетний опыт апробации.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование

В настоящей статье исследуется актуальный вопрос формирования культуры здоровья молодежи. В ходе исследования было установлено, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества фактор...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Похожие статьи

Возможности внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников

В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность». Делается вывод о том, что в...

Организационно-педагогические условия формирования мотивации здорового образа жизни студентов

В статье рассматриваются проблемы формирования мотивации здорового образа жизни и здоровьесбережения студентов. Разработаны конкретные предложения по организации учебного процесса с целью формирования осознанной мотивации здорового образа жизни и здо...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО

В статье рассматриваются основные аспекты формирования принципов ведения здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Рассм...

Социально-гигиенические особенности формирования здоровьесберегающего поведения у студентов

В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2014г. в КГБОУ НПО "ПЛ № 46" города Ачинска и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья и формирования здоровьесберегающего поведения и ...

Актуальные проблемы формирования здоровья школьников

В статье рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья школьников и роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Приведены рекомендации по организации учебного процесса. Среди способов улучшени...

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен кра...

О модели профессиональной деятельности учителя начальной военной подготовки в формировании здорового образа жизни будущего защитника отечества

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с профессиональной деятельностью учителя в формировании здорового образа жизни. Положения, раскрытые в статье имеют многолетний опыт апробации.

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Формирование культуры здоровья в молодежной среде: психолого-педагогическое исследование

В настоящей статье исследуется актуальный вопрос формирования культуры здоровья молодежи. В ходе исследования было установлено, что формирование культуры здоровья в молодежной среде является многогранным процессом, который зависит от множества фактор...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Задать вопрос