В статье раскрывается содержание понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», важность формирования навыков здорового образа жизни, приводятся основные факторы в формировании правильного образа жизни. Приводится анализ эмпирических данных, полученных в рамках исследования навыков здорового образа жизни у подростков.
Ключевые слова:здоровье, здоровый образ жизни, формирование навыков здорового образа жизни, факторы в формировании правильного образа жизни, подростки.
Здоровье — важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма [1, с. 12].
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения напрямую связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Однако современная российская действительность говорит о том, что здоровье молодого поколения катастрофически ухудшается [6, с.1].
Прав академик Ю. П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие» [3, с. 27].
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [5, с. 36].
Образ жизни — тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [4, с. 9].
Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту, и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость [2, с.15].
Для исследование ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, нами была проведена диагностическая методика «Индекс отношения к здоровью». Авторами данной методики являются С. Дерябо и В. Ясвина. В основе данной методики лежит проективная методика анкетного типа. Анкетная часть методики состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения. Опрос проводится в открытом виде, коллективно, не анонимно.
Как и любая другая методика анкетного типа, методика «Индекс отношения к здоровью» имеет свой способ обработки данных, полученных в ходе анкетирования.
Интерпретация результатов проводится с использованием пяти шкал: эмоциональная шкала; познавательная шкала; практическая шкала; поступочная шкала и общая шкала. Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у учащихся существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни.
Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у учащихся сформировано плохо, они находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что они не будут вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.
Целевой группой для исследования ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья, в рамках нашего исследования стали учащиеся 8 «б» класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 16 Тракторозаводского района г. Волгограда» в количестве 23 человек 14–15 лет.
Обобщая результаты проведения методики «Индекс отношения к здоровью», мы получили следующие данные:
1) Высоким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 1 человек (5 %);
2) Среднем уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 12 человек (52 %);
3) Низким уровнем ценностных установок и жизненных приоритетов обладает 10 человек (43 %).
Анализируя полученные нами данные, можно сделать вывод, что в данном классе преобладает средний уровень ценностных установок и жизненных приоритетов. Данная информация позволяет говорить о том, что испытуемые нуждаются в проведении социально-педагогической работы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья. Работа над формированием навыков здорового образа жизни подростков будет продолжена в рамках нашей выпускной квалификационной работы.
Подводя итог, хочется отметить, что в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в качестве основополагающего компонента личности. Обеспечение жизнедеятельности каждого ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством механизмов сохранения, укрепления и формирования здоровья. Правильный учет этих механизмов в образовательной деятельности не только способствует сохранению здоровья учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.
Литература:
- Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2010. — 198с.Горчак С. И. К вопросу о дефиниции здорового образа жизни // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991. с. 19–39.
- Исаев А. — Если хочешь быть здоров –М: Физкультура и спорт. 1998. — 15 с.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.с 15–29.
- Лисицын Ю. П., Полунина И. В. Здоровый образ жизни ребенка. — М.: 1984. — 27 с.
- Марков В. В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2014. — С.320.
- Обреимова Н. И. Петрухин А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. — М., 2000. — 36 с.
- Токарева Н. С., О проблеме соблюдения основ рационального питания студентами педагогического вуза // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 2 (2). С. 1. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/777/Downloads/1434459853.pdf 30 мая 2015 http://strizh-vspu.ru/jurnal/20