В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Определены такие понятия, как «здоровый образ жизни», «внеурочная деятельность». Делается вывод о том, что внеурочная деятельность играет важную роль в формировании здорового образа жизни у младших школьников.
Ключевые слова: младший школьный возраст, здоровье, здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, образовательная организация, начальная школа.
В системе общечеловеческих культурных ценностей базовой является здоровье, служащее основой жизнестойкости, полноценной жизни человека. Здоровье — один из важных компонентов жизни человека, обуславливающих успешность его самореализации во всех сферах деятельности [5].
Одним из важных направлений государственной политики в Российской Федерации является забота о будущем поколении, охрана здоровья детей. Это обусловлено тем, что, к сожалению, в настоящее время замечена отрицательная динамика основных показателей здоровья обучающихся. В связи с этим, в образовательных учреждениях необходимо создавать такие условия, при которых здоровья учеников будет не только не ухудшаться, но и улучшаться. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общее образования (Далее — ФГОС НОО) особое внимание уделено формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста [9].
НИИ педиатрии представляет нашему вниманию следующую статистику: более 20 % старших дошкольников не готовы к обучению в школе, а у 35–40 % наблюдаются хронические заболевания. Более того, в процессе обучения в начальной школе общее состояние здоровья детей ухудшается: возрастает число заболеваний органов пищеварения и эндокринной системы, нервно-психических расстройств, большинство заболеваний становятся уже хроническими.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции (Covid-19) многое в нашей жизни перешло в онлайн-режим. В марте 2020 года обучение было переведено на дистанционную форму. Школьники во всём мире стали проводить много времени за компьютером, их образ жизни стал малоподвижным. В следствии чего у многих детей младшего школьного появились новые проблемы со здоровьем.
Актуальность данной проблемы обусловлена, в первую очередь, резким ухудшением здоровья обучающихся, а также недостаточностью изучения влияния и возможностей внеурочной деятельности в процессе формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Младший школьный возраст — это период обучения детей в начальной школе (от 6 до 11 лет). Начало обучения в школе способствует изменению социальной ситуации развития ребёнка: теперь он имеет социально значимые обязанности и становится общественным субъектом [2].
На наш взгляд, период младшего школьного возраста является наиболее сензитивным, т. е. благоприятным для формирования основ здорового образа жизни, передачи детям знаний, умений и навыков по сохранению и укреплению своего здоровья, а также по необходимости бережно относиться к своему здоровью. Это связано с тем, дети психически и физиологически готовы овладеть различными сведениями об элементах ЗОЖ (они соблюдают режим дня, выполняют гигиенические процедуры и т. д.), а также их эмоциональная сфера легко поддаётся изменениям.
Здоровый образ жизни представляет собой форму активной деятельности человека, которая направлена на укрепление, сохранение здоровья, а также на удовлетворение социальных и культурных потребностей организма человека. По мнению современных исследователей проблемы здорового образа жизни, таких, как Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев и Л. Г. Татарникова, в образовательной организации должна быть создана такая система по оздоровлению школьников, которая будет органично и целенаправленно включена во весь процесс обучения и воспитания подрастающего поколения [6].
В ходе анализа научной и методической литературы мы выделили следующие критерии сформированности потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста: наличие у обучающихся знаний о здоровом образе жизни; положительное отношение к своему здоровью; овладение навыками и приёмами здорового образа жизни; сформированность правильных гигиенических привычек; способность к самооценке и самоконтролю в сфере здорового образа жизни; наличие мотивации к расширению своих знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни.
По мнению П. А. Виноградова, в условиях образовательной организации огромное значение в формировании здорового образа жизни у младших школьников принадлежит учителю, который в процессе своей работы создаёт такие условия, при которых происходит всестороннее развитие ребёнка, усвоение им знаний, умений и навыков [4, С.19].
Организация работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников способствует решению следующих задач:
- Сформировать у школьников систему знаний о здоровье, о здоровом образе жизни.
- Сформировать потребность и воспитать мотивацию к здоровому образу жизни.
- Создать условия для профилактики заболевания обучающихся, их оздоровления.
- Сформировать нравственную культуру детей, а также развить физические способности и умения.
- Сформировать способность к применению полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни [1].
При решении представленных задач педагогу необходимо руководствоваться следующими функциями:
— научная (расширение знаний обучающихся об организме человека, его возможностях и способностях, о влиянии окружающей среды на организм человека);
— учебно-просветительская (расширение знаний об оздоровлении и гигиене человека);
— воспитательная (воспитание личности обучающегося);
— социальная (создание условий для успешной социализации обучающегося в современных условиях среды) [7].
В процессе урока можно использовать такие методы формирования здорового образа жизни, как физкультминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для укрепления и тренировки зрения и др.
Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возможно не только в условиях учебной деятельности, но и в процессе внеурочной деятельности. По мнению И. И. Брехмана, внеурочная деятельность является комплексом разнообразных видов деятельности (кроме учебной), который способствует оптимизации учебной нагрузки, улучшению условий в образовательной организации для гармоничного развития младшего школьника, формированию дополнительных знаний, умений и навыков, а также способности применять их в повседневной жизни [3, С.15].
Основная цель внеурочной деятельности — это создание таких условий, при которых младшие школьники смогут в полной мере реализовать свои интересы, возможности и способности в познавательной, культурной и социальной деятельности.
В процессе внеурочной деятельности у педагога появляется возможность использовать разнообразные виды детской деятельности: игровую, познавательную, поисковую, трудовую, спортивную, оздоровительную, досуговую, творческую и т. д. Исходя из этого, видно, что в процессе внеурочной деятельности происходит всестороннее развитие личности ребёнка.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является весьма актуальной и остро стоящей в современном обществе. Это связано с тем, что в настоящее время прослеживается динамика ухудшения здоровья детей, а также снижение их физической активности.
Следовательно, одной из важных задач образовательной организации является создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, а также передача им знаний, умений и навыков по бережному отношению к своему здоровью.
Формирование здорового образа жизни в условиях современной школы происходит не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, на которой перед педагогом возникает возможность использовать более широкий спектр методов и средств формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста.
Жизнь младшего школьника в стенах образовательной организации имеет свою систему требований и правил: правила поведения, правила организации, правила коллектива и др. В то же время в семье тоже есть определённые установки, традиции и ценности. В некоторых случаях они не только не совпадают друг с другом, но и полностью противопоставлены друг другу. Исходя из этого, важно отметить, что формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста невозможно без целенаправленной и активной работы с родителями.
В работе с родителями можно использовать такие методы и приёмы, как родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы и консультации, различные групповые тренинги.
Систематическая работа по формированию ЗОЖ у обучающихся должна проводиться на протяжении всего обучения в начальной школе.
Литература:
- Александрова, И. Э. Технология обеспечения безопасной для здоровья школьников организации обучения в цифровой образовательной среде: гигиеническая оптимизация урока и расписания / И. Э. Александрова // Школьные технологии. — 2019 — № 2 — С. 45–52.
- Борисова, М. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка / М. Борисова, К. Валевская // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2020 — № 3.
- Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 231 с.
- Виноградов П. А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.: Мысль, 2010–288 с.
- Гусева, Н. А. Предупреждение вредных привычек у младших школьников / Н. А. Гусева, К. В. Кучер // Начальная школа. — 2021. — № 4. — С. 35–38.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология. — М.: Детство-Пресс, 2001. — 157 с.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2004. — 78 с.
- Пашин, А. А. Технология формирования здорового образа жизни младших школьников / А. А. Пашин, Ж. В. Тома, О. Н. Опарина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2018. — № 6. — С. 16–18.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Издательство «Просвещение», 2015.