Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (393) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 19.12.2021

Статья просмотрена: 534 раза

Библиографическое описание:

Цветкова, С. С. Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 427-428. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87077/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одно из основополагающих задач современных образовательных учреждений общего образования — повышение уровня здоровья детей. В решении данной цели на школу возлагается особая ответственность. Весь коллектив школы, в том числе и медицинский работник, психолог, руководящий состав и т. д., вместе с родителями должны правильно организовать процесс образования так, чтобы обучающиеся, заканчивая школу, повысили уровень своего здоровья. Для этого школа должна воспитать у ребенка стремление быть здоровым, отказаться от приобретения вредных привычек, и, в целом, вести здоровый образ жизни.

Обратимся к термину «здоровье», как основной части формирования здорового образа жизни.

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) дает такое определение дефиниции «здоровье» (с англ. Health) — «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».

Израиль Ицкович Брехман предлагал рассматривать здоровье как «способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации». По его мнению, здоровье следует рассматривать как характеристику «качества» жизни индивида [2].

Николай Михайлович Амосов определяет здоровье, как нормальное состояние организма, которое носит характер уравновешенности с окружающей средой, обязательным условием которого является отсутствие различного рода болезней [1].

Здоровый образ жизни подразумевает под собой такой стиль жизнедеятельности, который должен соответствовать генетическим данным человека, тем условиям в которых он находится, направлен на сохранение, а также восстановления и укрепления здоровья.

К основным составляющим здорового образа жизни также относят режим отдыха и труда, организацию двигательной активности, организацию сна, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, режим питания, профилактику вредных привычек, культуру межличностного общения.

Исходя из вышеизложенного, образ жизни, несомненно, является отражением того обустройства человеком своей собственной жизни, распределения им временных ресурсов, какими видами деятельности занимается, как переживает ситуации, в которых он оказывается.

Младший школьный возраст — это довольно значительный период для формирования здорового образа жизни. Во-первых, в этот период организм школьника довольно быстро растет. Во-вторых, у обучающегося происходит адаптация к новым условиям социального взаимодействия. В-третьих, учебный процесс — интенсивный умственный труд, объединенный с напряжением существенного количества центров коры больших полушарий головного мозга. Таким образом, от того, как в школе созданы условия для развития и учебы учащегося, зависит здоровье и формирование здорового образа жизни развивающейся личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана [4].

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, предметных и метапредметных), которая осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности.

При правильной организации внеурочной деятельности в ее условиях возможно продуктивно развивать или формировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что в свою очередь обеспечит воспитание независимой и сформированной личности.

Внеурочная деятельность призвана обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, в том числе элементы интеллектуального, психоэмоционального, физического развития, формирование которых предусмотрено образовательной программой в ходе отличной от урочной деятельности формы организации занятий.

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Они разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Во внеурочной деятельности роль учителя поставлена высоко. В процессе формирования культуры здоровья школьника, его сохранения и укрепления, известный гигиенист профессор С. М. Громбах отмечал: «Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми» [3].

Деятельность педагогов в данном направлении должна определяться индивидуальными особенностями каждого ученика, реальным состоянием его здоровья, психологическим и социальным развитием детей. В случае, если деятельность педагога, направленная на развитие у учащегося ценностного отношения к здоровью, системна и целостна, то столь же целостной будет и деятельность воспитанников.

Среди многообразия форм внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению, используемые педагогами в своей деятельности, наиболее эффективными являются такие мероприятия как занимательные беседы о здоровье, школьные конференции, дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, классные часы, игровые программы.

Разнообразие форм проводимых занятий, способов их проведения в рамках внеурочной деятельности позволяет обеспечивать всестороннее развитие культурно-гигиенических и физических навыков детей, привычек здорового питания и соблюдения режима, а также целостного и правильного восприятия учеником своего организма, а также формирования у него заинтересованности в ведении здорового образа жизни.

Литература:

  1. Амосов, Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья: ACT, Сталкер. — Москва; Донецк, 2004. — 592 с.
  2. Брехман, И. И. Валеология — наука о здоровье. — Москва: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.
  3. Громбах, С. М. Роль школы в формировании психического здоровья учащихся / С. М. Громбах // Школа и психическое здоровье учащихся. — М. 1988. — 9–32 с.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». — URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения: 15.12.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, внеурочная деятельность, здоровье, общее образование, основная образовательная программа.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Формирование экологического образа жизни у обучающихся в рамках внеурочной деятельности

Задать вопрос