В статье рассматриваются особенности и роль организации внеурочной деятельности младших школьников, а также проблемы её организации. Приведены пути, способствующие решению данных проблем.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, учащиеся, школа, ФГОС, организация.
Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание благоприятных условий для развития каждого ученика в различных видах деятельности, выявление и развитие комплекса способностей, познание учащимся самих себя, развитие на определенном уровне мышления, воображения, фантазии.
Сфера организации внеурочной деятельности всегда являлась объектом научного интереса. Философами рассматривается свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер, и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере. Таким образом, можно сделать вывод о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Несмотря на всё богатство теоретических материалов, системных исследований, посвященных рассмотрению культурно-досуговой деятельности как средства развития социальной активности проблема организации внеурочной деятельности младшего школьника остаётся недостаточно разработанной и до настоящего времени особо острой не только для теоретиков, но и для специалистов-практиков.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность осознанно применять полученные знания в ситуациях, отличных от учебных.
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность призвана решить целый ряд очень важных задач:
1) формирование положительной «Я — Концепции»;
2) формирование чувства собственной значимости, убеждённости в успешном овладении видами деятельности;
3) формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, потребности в продуктивной социально значимой деятельности;
4) формирование мировоззрения;
5) развитие познавательного интереса.
Специфика содержания внеурочной деятельности характеризуется:
— во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям).
— во-вторых, в содержании внеурочной деятельности определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т. е. содержание направленно на совершенствование разнообразных умений и навыков.
Внеурочная деятельность играет очень важную роль как в младшем школьном возрасте, так и в школьном возрасте в целом. На рисунке 1 представлена роль, которую играет организация внеурочной деятельности.
Рис.1. Роль организации внеурочной деятельности в начальной школе
Также при организации внеурочной деятельности следует учитывать следующие особенности: внеурочная деятельность должна быть организована по всем 5 направлениям и в разнообразных формах; при составлении плана внеурочной деятельности для младших школьников необходимо использовать программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и формирования экологической культуры и ЗОЖ; очень важно учитывать требования ФГОС и СанПиН при определении нагрузки в течение учебной недели/года и т. д.
Конечно, при организации внеурочной деятельности может возникать ряд проблем, которые чаще всего связаны с составлением программ внеурочной деятельности, пассивностью обучающихся и их родителей, сложностью организации разнообразных форм внеурочной деятельности и применением разных методов, отсутствием квалифицированных кадров и нехваткой помещений для занятий. Путями преодоления данных трудностей могут являться: сотрудничество педагогов с родителями, детьми, иными специалистами; внимание к подготовке квалифицированных кадров и качественных, интересных программ и т. п.
Важным условием внеурочной деятельности является интерес со стороны учеников. Именно поэтому важно выявлять познавательные потребности младших школьников. На рисунке 2 представлены диагностические методики определения познавательных потребностей младших школьников.
Рис. 2. Диагностические методики познавательных потребностей младших школьников
Таким образом, внеурочная деятельность оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико её значение в младшем школьном возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.
Литература:
- Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И. Н. Попова // Народное образование. — 2013. — № 1.
- Практикум по профессиональному модулю «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»: учебно-практическое пособие / авт.-сост. С. В. Менщикова. — Курган. — 2012.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. — № 287.