Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пупкова, Н. Ф. Роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением / Н. Ф. Пупкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9151/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

В статье рассматривается роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Проблема внеклассной деятельности с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении. Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребёнка, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Проблема взаимодействия внеклассной деятельности и воспитательном процессом широко освещены в работах известных учёных и педагогов-практиков, таких как А. Г. Харчёв, П. Н. Мальковская, В. Г. Немировский, Т. Н. Калечиц, Л. Е. Никитина и др. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Н. Н. Михайлова Н. Н. рассматривают внеклассную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса в школе и как одну из форм организации свободного времени учащихся. [5, с. 311]. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, чтово внеурочной деятельности в школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.[4, с. 36].

Мы полагаем, что особое внимание во внеурочной деятельности нужно уделять воспитанию младших школьников с девиантным поведением. Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых (в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе) социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса их усвоения и воспроизводства, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому принадлежит человек [7, с. 12 -13].В нашей работе мы считаем, что среди многочисленных определений «девиантное поведение» наиболее правильным является определение Р. В. Овчаровой, которая считает, что девиантное поведение — это начальная стадия отклоняющегося поведения и подчёркивает, что «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями». Сам термин применяют к детям только старше 7–9 лет. Ребёнок дошкольного возраста ещё не может понимать или контролировать свои поступки. Наиболее распространенными формами девиантного поведения в младшем школьном возрасте являются агрессивность, непослушание, негативизм, упрямство, озорство, т. е. проявления, не являющимися социально опасными явлениями (кроме проступка). Признаками девиантного поведения учеников I — IV классов являются также нарушение правил поведения в школе (срывы занятий, прогулы, отказ от выполнения заданий), побеги из дома, грубость и сквернословие, курение, воровство, критика взрослых, отрицательное отношение к занятиям, драки, нанесение телесных повреждений.Этому возрасту характерны такие девиации как частные соматические заболевания, поведенческие проблемы (такие как агрессия — аутоагрессия), проблемы адаптации, низкая успеваемость. Мы считаем, что именно данный вид отклоняющегося поведения наиболее характерен для детей группы риска массовой образовательной школы [3, с. 348].

Младшие школьники с девиантным поведением с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение девиантам такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования — безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором младшие школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной деятельности: индивидуальная, кружковая, объединяющие и массовые. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность девиантов, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста с девиантным поведением во внеурочной деятельности — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в младшем школьнике с девиантным поведением умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном личностном развитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала, а также воспитывать толерантность [6, с. 67–70]. Коррекционная воспитательная работа, проводимая во внеурочной деятельности состоит в том, что младшим школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими участниками процесса, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения [1, с. 6–11].

Для выявления круга интересов младших школьников с девиантным поведением, можно использовать анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Необходимо отметить то, что любой вид занятий, в которые будут вовлечены младшие школьники с девиантным поведением, должны иметь общественную и социально-значимую направленность. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления младших школьников с девиантным поведением в организации форм внеклассной деятельности.

Результат занятий, проводимых во внеурочной деятельности, играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

          любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

          владеющий основными умениями учиться;

          любящий родной край и свою страну;

          уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

          готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

          доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

          выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На практике воспитательную работу с младшими школьниками с девиантным поведением мы осуществляем в ходе занятий кружка «Время самопознания». Результативностью проведения занятий будут способствовать:

          сформированности социально-значимых качеств;

          приобретение навыков межличностного общения, поведения в социуме;

          повышение самооценки и адаптационных возможностей;

          восстановление психологического здоровья.

Для проведения занятий с младшими школьниками с девиантным поведением необходимо:

          создать условия для формирования принимаемой обществом системы ценностей;

          создать социокультурную среду, которая обеспечит активизацию социальных, интеллектуальных интересов девиантов в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность.

Таким образом, внеклассная деятельность — это мир творчества, направленный на раскрытие интересов, увлечений, своего «Я». Умело организованная в учебном заведении внеклассная деятельность формирует и развивает личность младшего школьника с девиантным поведением, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность и представляет возможность в самореализации личности.

 

Литература:

 

  1.      Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах / Н. Ф. Дик. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 314 с.
  2.      Горохова, С. Ю. Развитие коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеурочной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Светлана Юрьевна Горохова. — Архангельск, 2011. — 21 с.
  3.      Колесникова, Г. И. Справочник детского психолога / Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 348 с.
  4.      Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. — 527 с.
  5.      Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 352 с.
  6.      Карпушина, Л. П. Программа факультативного курса «Народы России: опыт взаимодействия и сотрудничеств» / Л. П. Карпушина // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 67–70.
  7.      Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков. — 2-е изд. — М.: Академ. Проект, 2007; Гаудеамус. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, внеклассная деятельность, внеурочная деятельность, школьник, младший школьник, младший школьный возраст, отклоняющееся поведение.

Ключевые слова

девиантное поведение, внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетическог...

Педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста

В статье рассматривается модель и педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Сущность профильного обучения старшеклассников

В данной статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников; определены цели профильной школы; выявлены принципы профильного обучения, способствующие достижению целей профильной школы.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...

Похожие статьи

Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности

В статье рассматривается структурно-функциональная модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в самостоятельной изобразительной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности у младших подростков во время внеурочной деятельности в школе

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства...

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетическог...

Педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста

В статье рассматривается модель и педагогические условия подготовки будущих воспитателей к обучению двигательным действиям детей дошкольного возраста.

Особенности реализации социализирующей функции культурно-досуговой деятельности в военном вузе

В данной статье рассматривается процесс социализации курсантов военных вузов и исследуется влияние культурно-досуговой деятельности на данный процесс.

Сущность профильного обучения старшеклассников

В данной статье раскрывается сущность профильного обучения старшеклассников; определены цели профильной школы; выявлены принципы профильного обучения, способствующие достижению целей профильной школы.

Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе

В статье раскрыты два понятия «девиантное поведение» и «профилактика». Определены основные причины подростковой девиации и главные институты, влияющие на поведение подростка.

Детская общественная организация и её воспитательный потенциал

В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.

Использование игровых технологий в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена применению игровых технологий в процессе становления навыков общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Коммуникативные навыки у таких детей развиты плохо, необходима специальная работа, направленна...

Формирование коммуникативной культуры у трудных подростков во внеучебной деятельности

Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием культуры общения у трудных подростков во внеучебной деятельности. В статье коммуникативный тренинг рассматривается как средство формирования коммуникативной культуры у тру...