В статье авторы пытаются определить значение внеурочной деятельности в жизни детей, попавших в трудную ситуацию.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, трудные подростки.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также одним из видов организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.
Целью внеурочной деятельности является создание условий, которые обеспечивают интеллектуальное и творческое развитие ребенка, а также проявление своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Правильно организованная система внеурочной деятельности поможет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика и обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности. Но наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учебы время.
Во внеурочной деятельности создаются такие условия для развития личности ребёнка, в соответствии с которыми формируются индивидуальные способности, познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Но сложная и противоречивая современная жизнь мощно влияет на несформированное сознание, чувства и поведение детей. Нашим детям очень трудно в сегодняшнем обществе. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом — потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда для детей разного социального статуса и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, которыми будет заполнено свободное время детей. И эта эмоционально наполненная среда получит новое название — организованный досуг.
Внеурочная деятельность в современной школе обрела роль неотъемлемой части образовательного и воспитательного процесса, стала для многих детей школой социализации. В образовательных учреждениях для этого реализуется несколько видов деятельности, соответствующих сложившимся направлениям, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным. Объемное развитие видов внеурочной деятельности увеличивает количество детей, охваченных организованным досугом.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок и т. д. Нравственная, положительно ориентированная среда, которая создается на базе внеурочных занятий, благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка, социализирует детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как и кому об этом рассказать. Они убегают из дома, сбегают со школьных занятий, демонстрируют свою якобы независимость, тут и приходят на помощь маленьким беглецам и хулиганам профессиональные педагоги, тренеры, наставники, которые с помощью различных способов мотивации привлекают ребят во внеурочную деятельность.
Каждый педагог знает, что в ребенке обязательно есть какой-либо талант, нужно только его распознать и помочь ему раскрыться. Конечно, с трудными детьми эта задача труднее в разы, но это не останавливает умелых грамотных учителей-воспитателей.
Конечно же, успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации детей, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм занятий, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения педагога с детьми. Наша задача — задача педагогов — сформировать высоконравственное, духовно-культурное, социально-адаптированное поколение.
Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность вшколе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.
Так, в МБОУ г.Астрахани «СОШ № 58», в которой обучаются 208 учеников в среднем звене, из них 16 ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это школьники, поставленные на учет в КДН, на внутришкольный учет, а также ребята группы риска. Конечно же, эти дети не обладают достаточной внутренней дисциплиной, они обделены необходимым контролем со стороны родителей, но благодаря профессионально подготовленным учителям-наставникам, ребята находят для себя те увлечения, погружаясь в которые, чувствуют свой личностный подъем, учатся по-другому смотреть на мир, находят для себя новый круг общения. В данной школе внеурочная деятельность развивается по всем сложившимся направлениям, согласно ФГОС. Большей популярностью среди трудных подростков пользуется спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направления. Ребята с удовольствие посещают секции баскетбола, волейбола, футбола, а также становятся воспитанниками мастерской «Умелые ручки». Очень нравится школьникам литературно-театральные занятия, где ребята не только становятся настоящими ценителями литературы, но и могут попробовать себя в роли актера самодеятельного театрального кружка.
Огромные трудности в воспитании, само собой, возникают и у родителей трудных, но безусловно талантливых детей, поэтому педагогам-воспитателям приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха в школе и дома, объяснять какую помощь они могут и должны оказать своему ребенку.
Учитель, работающий с детьми не только во время учебного процесса, но и продолжающий воспитывать и обучать школьников во время внеурочной деятельности, должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Должен уметь признавать право ребенка на ошибку, уважать любые его идеи, знать психологию детей с разными жизненными статусами, уметь создавать доверительные межличностные отношения.
Как видим, успешность и эффективность в создании условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие ребенка, обусловлены необходимостью образования и использования атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и уважения, в которой и будут воспитываться, обучаться и развиваться наших дети.
Литература:
- Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
- Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
- Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.