Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (302) март 2020 г.

Дата публикации: 22.03.2020

Статья просмотрена: 1298 раз

Библиографическое описание:

Завадская, И. Ю. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников / И. Ю. Завадская, Д. М. Каирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68268/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье авторы пытаются определить значение внеурочной деятельности в жизни детей, попавших в трудную ситуацию.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, трудные подростки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также одним из видов организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.

Целью внеурочной деятельности является создание условий, которые обеспечивают интеллектуальное и творческое развитие ребенка, а также проявление своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Правильно организованная система внеурочной деятельности поможет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика и обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности. Но наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учебы время.

Во внеурочной деятельности создаются такие условия для развития личности ребёнка, в соответствии с которыми формируются индивидуальные способности, познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Но сложная и противоречивая современная жизнь мощно влияет на несформированное сознание, чувства и поведение детей. Нашим детям очень трудно в сегодняшнем обществе. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом — потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда для детей разного социального статуса и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, которыми будет заполнено свободное время детей. И эта эмоционально наполненная среда получит новое название — организованный досуг.

Внеурочная деятельность в современной школе обрела роль неотъемлемой части образовательного и воспитательного процесса, стала для многих детей школой социализации. В образовательных учреждениях для этого реализуется несколько видов деятельности, соответствующих сложившимся направлениям, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным. Объемное развитие видов внеурочной деятельности увеличивает количество детей, охваченных организованным досугом.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок и т. д. Нравственная, положительно ориентированная среда, которая создается на базе внеурочных занятий, благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка, социализирует детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как и кому об этом рассказать. Они убегают из дома, сбегают со школьных занятий, демонстрируют свою якобы независимость, тут и приходят на помощь маленьким беглецам и хулиганам профессиональные педагоги, тренеры, наставники, которые с помощью различных способов мотивации привлекают ребят во внеурочную деятельность.

Каждый педагог знает, что в ребенке обязательно есть какой-либо талант, нужно только его распознать и помочь ему раскрыться. Конечно, с трудными детьми эта задача труднее в разы, но это не останавливает умелых грамотных учителей-воспитателей.

Конечно же, успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации детей, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм занятий, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения педагога с детьми. Наша задача — задача педагогов — сформировать высоконравственное, духовно-культурное, социально-адаптированное поколение.

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность вшколе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.

Так, в МБОУ г.Астрахани «СОШ № 58», в которой обучаются 208 учеников в среднем звене, из них 16 ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это школьники, поставленные на учет в КДН, на внутришкольный учет, а также ребята группы риска. Конечно же, эти дети не обладают достаточной внутренней дисциплиной, они обделены необходимым контролем со стороны родителей, но благодаря профессионально подготовленным учителям-наставникам, ребята находят для себя те увлечения, погружаясь в которые, чувствуют свой личностный подъем, учатся по-другому смотреть на мир, находят для себя новый круг общения. В данной школе внеурочная деятельность развивается по всем сложившимся направлениям, согласно ФГОС. Большей популярностью среди трудных подростков пользуется спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направления. Ребята с удовольствие посещают секции баскетбола, волейбола, футбола, а также становятся воспитанниками мастерской «Умелые ручки». Очень нравится школьникам литературно-театральные занятия, где ребята не только становятся настоящими ценителями литературы, но и могут попробовать себя в роли актера самодеятельного театрального кружка.

Огромные трудности в воспитании, само собой, возникают и у родителей трудных, но безусловно талантливых детей, поэтому педагогам-воспитателям приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха в школе и дома, объяснять какую помощь они могут и должны оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с детьми не только во время учебного процесса, но и продолжающий воспитывать и обучать школьников во время внеурочной деятельности, должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Должен уметь признавать право ребенка на ошибку, уважать любые его идеи, знать психологию детей с разными жизненными статусами, уметь создавать доверительные межличностные отношения.

Как видим, успешность и эффективность в создании условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие ребенка, обусловлены необходимостью образования и использования атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и уважения, в которой и будут воспитываться, обучаться и развиваться наших дети.

Литература:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
  2. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
  3. Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, трудная жизненная ситуация, наполненная среда, организованный досуг, ребята, создание условий, творческое развитие ребенка, учебно-воспитательный процесс, школьник.


Похожие статьи

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Похожие статьи

Учебная мотивация и эмоциональное отношение к учебе у младших подростков

В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.

Влияние стиля педагогического общения на мотивацию и учебную деятельность детей подросткового возраста

В статье автор пытается показать зависимость мотивации и успешность учебной деятельности от особенностей стилей педагогического общения между учителями и подростками.

К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлена проблема диагностики сформированности толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Предложены формы работы по ее воспитанию.

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников

В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Специфика развития способностей младших школьников в контексте творческой деятельности

В статье рассматривается понятие «творческая деятельность» в контексте развития младших школьников, и организация этой деятельности на уроках. Раскрывается необходимость развития творческих навыков младших школьников в досуговой, урочной и внеурочно...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Представлены и проанализированы результаты апробации психолого-педагогической программы развития коммуникативных с...

Детский проект как одно из эффективных средств работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях детского сада

В статье авторы пытаются определить влияние метода проектной деятельности на развитие детей с особыми возможностями здоровья в детском саду.

Задать вопрос