Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у младших школьников / К. Н. Хлебникова, О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 195-196. — URL: https://moluch.ru/archive/499/109783/ (дата обращения: 21.11.2024).



Статья посвящена вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики вредных привычек у младших школьников. Авторы рассматривают основные принципы, методы и формы работы в данном направлении, а также подчеркивают важность взаимодействия педагогов, родителей и медицинских работников для достижения эффективных результатов.

Ключевые слова: привычка, воспитательный процесс, здоровый образ жизни, профилактика, формирование.

Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и профилактика вредных привычек являются важными составляющими воспитательного процесса младших школьников. Эти задачи ставят перед собой педагоги и родители, стремясь вырастить здоровых, успешных и гармонично развитых личностей. В данном контексте особенно актуальным становится вопрос о том, как правильно организовать воспитательный процесс и какие методы и подходы будут наиболее эффективными в формировании ЗОЖ и профилактике вредных привычек среди младших школьников.

Цель данной статьи — рассмотреть основные аспекты формирования ЗОЖ и профилактики вредных привычек в начальной школе и предложить рекомендации по оптимизации воспитательного процесса в данном направлении.

Определение понятий «здоровый образ жизни» и «профилактика вредных привычек»

Здоровый образ жизни — это система поведения и действий человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и продление активного долголетия. Профилактика вредных привычек — это комплекс мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения вредных привычек, а также на снижение их негативного влияния на здоровье человека.

Сегодня современный урок — это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.

Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:

– оптимальная учебная нагрузка;

– сбалансированное питание;

– рациональный режим обучения;

– рациональный двигательный режим;

– если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;

– если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;

– если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;

– своевременные медицинские услуги;

– охрана психического здоровья.

Основные принципы формирования ЗОЖ и профилактики вредных привычек

При формировании ЗОЖ и проведении профилактики вредных привычек следует руководствоваться следующими принципами:

– Системность — работа должна проводиться систематически и непрерывно, охватывая все аспекты воспитательного и образовательного процессов;

– Дифференцированный подход — учет индивидуальных особенностей каждого ребенка и его потребностей в формировании здорового образа жизни;

– Постепенность и последовательность — начинать следует с самых простых и доступных для детей форм и методов работы, постепенно усложняя и расширяя их;

– Активность и заинтересованность — дети должны быть активны и заинтересованы в процессе формирования ЗОЖ и профилактике вредных привычек;

– Взаимодействие и сотрудничество — работа проводится совместно с родителями, педагогами, врачами и другими специалистами, что позволяет достичь более эффективных результатов.

Методы и формы формирования ЗОЖ и профилактики вредных привычек

На уроках и внеклассных мероприятиях мы ведем систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Формирование ЗОЖ и профилактика вредных привычек могут проводиться с использованием различных методов и форм, таких как:

– Уроки здоровья и уроки безопасности — занятия, направленные на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и предотвращения вредных привычек;

– Внеклассные и внешкольные мероприятия (спортивные соревнования, дни здоровья, акции по пропаганде ЗОЖ и т. д.) — способствуют вовлечению детей в активную деятельность, направленную на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек;

– Работа с родителями (собрания, консультации, совместные мероприятия) — позволяет объединить усилия педагогов и родителей для достижения общих целей по формированию ЗОЖ и профилактике вредных привычек у детей;

– Организация медицинского контроля и мониторинга состояния здоровья детей — позволяет своевременно выявлять нарушения здоровья и принимать меры по их устранению.

Таким образом, формирование ЗОЖ и профилактика вредных привычек в младшей школе — это важный и сложный процесс, требующий от педагогов и родителей большого терпения, настойчивости и творческого подхода. Несмотря на то, что данный процесс требует значительных усилий и времени, его результаты являются долгосрочными и приносят большую пользу как обществу в целом, так и каждому отдельному человеку.

Литература:

  1. Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1–4 классы / Л. П. Анастасова, Н. В. Иванова, П. В. Ижевский. — Москва: Просвещение, 2017. — 143 c.
  2. Вайнер, Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. — Москва: Флинта, 2016. — 416 c.
  3. Ковалько, В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер / В. И. Ковалько. — Москва: Вако, 2017. — 304 c.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, привычка, профилактика, воспитательный процесс, формирование, родитель.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенностях воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость воспитания безопасного поведения в быту у старших дошкольников, а также анализирует педагогические усло...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Учет возрастных особенностей нахимовцев как условие профилактики нарушений в их поведении

В статье воспитатели акцентируют свое внимание и на вопросах коррекции, и на профилактике отклонений в поведении воспитанников. Безусловно, лучше предотвратить, чем исправлять. Знание возрастных особенностей обучающихся и умение эти знания применять ...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Формирование у дошкольников представлений о ценности здорового образа жизни во взаимодействии с родителями

В статье рассматриваются вопросы организации в дошкольной образовательной организации в совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей формирования у детей основ здорового образа жизни.

Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников

В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществл...

Формирование основ культуры питания у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни

В статье говорится о методах и приемах овладения детьми старшего дошкольного возраста полезными навыками. А также рассказывается об играх и пособиях, изготовленных своими руками, направленных на формирование стремления к здоровому питанию и здоровому...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников

На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...

Формирование безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

В статье идет речь об особенностях воспитания безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста. Автор обосновывает необходимость воспитания безопасного поведения в быту у старших дошкольников, а также анализирует педагогические усло...

Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения обучающихся

В статье подчеркивается значимость физической культуры и спорта для воспитания здорового образа жизни обучающихся и профилактики отклоняющегося поведения. Показана интеграция образовательных областей для достижения цели.

Учет возрастных особенностей нахимовцев как условие профилактики нарушений в их поведении

В статье воспитатели акцентируют свое внимание и на вопросах коррекции, и на профилактике отклонений в поведении воспитанников. Безусловно, лучше предотвратить, чем исправлять. Знание возрастных особенностей обучающихся и умение эти знания применять ...

Задать вопрос