Формирование личностных результатов, направленных на реализацию установок здорового образа жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 06.10.2019

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Цыцулина, О. З. Формирование личностных результатов, направленных на реализацию установок здорового образа жизни / О. З. Цыцулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 232-235. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62805/ (дата обращения: 19.11.2024).



В последнее время дети школьного возраста очень много времени проводят, играя в компьютерные игры. Предпочитают виртуальное общение в социальных сетях живому, стали реже выходить на прогулки и посещать различные кружки и спортивные секции. От этого у детей снижается иммунитет, они чаще простужаются, возможны даже искривления позвоночника от пребывания в одном положении в течение долгого промежутка времени. В связи с этим возникает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Контроль заболеваемости и пропаганда здорового образа жизни являются одними из важнейших пунктов профилактической работы. Мы считаем, что спортивные секции имеют большое значение в жизни детей. Они укрепляют иммунитет, закаляют характер и организм, делают человека более сильным, выносливым и упорным. Кроме того, мы уверены, что посещение спортивных секций положительно сказывается на настроении, и спорт в различных его видах важен для каждого человека, особенно в детском возрасте, когда происходит формирование личности.

Изучение методов формирования личностных результатов, направленных на реализацию установок здорового образа жизни, и стало предметом нашего исследования.

С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами был проведен опрос 29 учителей 18 школ Выксунского района Нижегородской области.

Мы хотели узнать, проводят ли учителя мероприятия, направленные на формирование установок здорового образа жизни у учащихся. Результаты ответов представлены на рис.1.

Рис. 1. Анализ ответов на вопрос «Проводите ли Вы мероприятия, направленные на формирования установок здорового образа жизни с учащимися»

Нас интересовало, какие формы деятельности предпочитают учителя при работе с детьми. Полученные результаты Вы можете увидеть в таблице 1.

Таблица1

Анализ результатов на вопрос анкеты: «Какие формы работы вы используете при работе сучащимися»

п/п

Варианты ответов

Результаты

Абсол.

Относ (%)

1

Классные часы

29

100

2

Беседы

25

86,2

3

Спортивные игры

19

65,5

4

Физкультминутки

21

72,4

5

Спартакиады

4

13,8

6

Посещение спортивных мероприятий города

9

31

7

Спортивные секции

3

10,3

8

Демонстрация видеороликов и просмотр фильмов по теме

27

93

Их приведенных данных мы можем сделать вывод, что учителя активно проводят работу с детьми по их привлечению к здоровому образу жизни, и для этого они используют разнообразные формы работы.

Проблема сохранения здоровья учащихся становится важнейшим направлением развития образовательной системы современной школы, основная цель которой — это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, богатой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Все это связанно с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в котором здоровье школьников занимает одно из первых мест. [1, 3] С 2011 года все средние образовательные учреждения перешли на реализацию ФГОС третьего поколения, одним из основных требований которого, предъявляемых к выпускникам, является формирование общей компетенции — вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Известно, индивидуальный стиль жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления подростков важно подтолкнуть их к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать сбережение и укрепление здоровья. [2]

Нас интересовало, много ли детей посещают спортивные секции или фитнес-клубы. Для исследования мы выбрали одну параллель классов и изучили данные о посещениях детьми спортивных кружков. Данные брали за последние 3 года. Результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Анализ результатов о посещении детьми спортивных секций

Мы хотели узнать имеется ли зависимость между посещением спортивных занятий и частотой заболеваемости. Анализ результатов представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Анализ результатов на вопрос о зависимости между посещением спортивных занятий и частотой заболеваемости

Из приведенных данных мы можем сделать вывод о том, что за 3 года количество детей, посещавших спортивные секции, снизилось на 11 %. И также мы выявили, что ребята, занимающиеся спортом, болеют реже.

Исходя из результатов исследования, мы выделили несколько положительных моментов посещения спортивных секций:

  1. Смена вида деятельности. Во время физической активности мозг находится в расслабленном состоянии. Переключение с одного вида деятельности на другую помогает ребенку отдохнуть от учебы, выплеснуть накопившуюся энергию, справиться с накопившейся энергией, после чего можно приступать к выполнению домашнего задания с новыми силами.
  2. Смена окружения и стиля общения. Как правило, в спортивных секциях царит более неформальная обстановка, и многим детям общение со сверстниками дается легче. Также дети в секции имеют схожие интересы, что способствует формированию дружеских отношений между детьми.
  3. Способ организации досуга. Довольно часто посещение спортивных секций является единственным способом занять ребенка в свободное от учебы время. Особенно это актуально для родителей, которые возвращаются с работы в вечернее время, так как они уверены, что их чада занимаются полезным делом.

Имеются и отрицательные моменты:

  1. Посещение спортивной секции отнимает много времени. Но все-таки невозможно заниматься одной учебой целый день — необходим отдых, секция как один из вариантов.
  2. Занятия — это дополнительные нагрузки. Требования к школьникам сейчас и так высокие, большое количество изучаемых предметов и сложность учебного материала.

Роль спортивных секций высока, и её нельзя недооценивать, так как ребенок учится распределять время. Растет ответственность, ребенок сам решает, идти на дополнительные занятия или нет, заранее собирает форму и самостоятельно добирается до тренировки. Навыки оттачиваются со временем и потом помогут во взрослой жизни.

Литература:

  1. Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. — 61с.
  2. Воронцов, И. М. Здоровье. Создание и применение автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья / И. М. Воронцов, В. В. Шаповалов, Ю. М. Шерстюк. СПб: ИПК «Коста», 2006. 432 с..
  3. Галкина Е. А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е. А. Галкина // Биология в школе. 2013. № 7. С. 25–33.
  4. Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5–7 классы. — М.: ВАКО, 2008. — 208 с.
  5. Марина А. В. Размышления вузовского методиста / А. В. Марина //Биология в школе. 2009. № 4. С. 29–34. 5. Психологическое обеспечение педагогической практики. Часть 1: учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Авторы — составители Е. А. Горшков, Е. Л. Бобылев. Арзамас.: АГПИ, 2012. 91с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, анализ результатов, ребенок, секция, время, накопившаяся энергия, посещение детьми, укрепление здоровья, формирование установок, частота заболеваемости.


Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Анализ здорового образа жизни как фактора сохранения и укрепления здоровья молодого населения

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование познавательных интересов обучающихся

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Похожие статьи

Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности как средство развития личностного потенциала школьника

Формирование духовно-нравственного сознания и ценностных ориентаций у подрастающего поколения

Анализ здорового образа жизни как фактора сохранения и укрепления здоровья молодого населения

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

Формирование познавательных интересов обучающихся

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Формирование основ культуры здоровья школьников в условиях реализации внеурочной деятельности

Формирование поликультурной компетентности воспитанников в учебно-воспитательном процессе

Задать вопрос