В последнее время дети школьного возраста очень много времени проводят, играя в компьютерные игры. Предпочитают виртуальное общение в социальных сетях живому, стали реже выходить на прогулки и посещать различные кружки и спортивные секции. От этого у детей снижается иммунитет, они чаще простужаются, возможны даже искривления позвоночника от пребывания в одном положении в течение долгого промежутка времени. В связи с этим возникает проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Контроль заболеваемости и пропаганда здорового образа жизни являются одними из важнейших пунктов профилактической работы. Мы считаем, что спортивные секции имеют большое значение в жизни детей. Они укрепляют иммунитет, закаляют характер и организм, делают человека более сильным, выносливым и упорным. Кроме того, мы уверены, что посещение спортивных секций положительно сказывается на настроении, и спорт в различных его видах важен для каждого человека, особенно в детском возрасте, когда происходит формирование личности.
Изучение методов формирования личностных результатов, направленных на реализацию установок здорового образа жизни, и стало предметом нашего исследования.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в практике работы массовой школы нами был проведен опрос 29 учителей 18 школ Выксунского района Нижегородской области.
Мы хотели узнать, проводят ли учителя мероприятия, направленные на формирование установок здорового образа жизни у учащихся. Результаты ответов представлены на рис.1.
Рис. 1. Анализ ответов на вопрос «Проводите ли Вы мероприятия, направленные на формирования установок здорового образа жизни с учащимися»
Нас интересовало, какие формы деятельности предпочитают учителя при работе с детьми. Полученные результаты Вы можете увидеть в таблице 1.
Таблица1
Анализ результатов на вопрос анкеты: «Какие формы работы вы используете при работе сучащимися»
№п/п |
Варианты ответов |
Результаты |
||
Абсол. |
Относ (%) |
|||
1 |
Классные часы |
29 |
100 |
|
2 |
Беседы |
25 |
86,2 |
|
3 |
Спортивные игры |
19 |
65,5 |
|
4 |
Физкультминутки |
21 |
72,4 |
|
5 |
Спартакиады |
4 |
13,8 |
|
6 |
Посещение спортивных мероприятий города |
9 |
31 |
|
7 |
Спортивные секции |
3 |
10,3 |
|
8 |
Демонстрация видеороликов и просмотр фильмов по теме |
27 |
93 |
|
Их приведенных данных мы можем сделать вывод, что учителя активно проводят работу с детьми по их привлечению к здоровому образу жизни, и для этого они используют разнообразные формы работы.
Проблема сохранения здоровья учащихся становится важнейшим направлением развития образовательной системы современной школы, основная цель которой — это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, богатой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Все это связанно с основными направлениями реформы общеобразовательной школы, в котором здоровье школьников занимает одно из первых мест. [1, 3] С 2011 года все средние образовательные учреждения перешли на реализацию ФГОС третьего поколения, одним из основных требований которого, предъявляемых к выпускникам, является формирование общей компетенции — вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Известно, индивидуальный стиль жизни активно формируется в подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления подростков важно подтолкнуть их к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать сбережение и укрепление здоровья. [2]
Нас интересовало, много ли детей посещают спортивные секции или фитнес-клубы. Для исследования мы выбрали одну параллель классов и изучили данные о посещениях детьми спортивных кружков. Данные брали за последние 3 года. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Анализ результатов о посещении детьми спортивных секций
Мы хотели узнать имеется ли зависимость между посещением спортивных занятий и частотой заболеваемости. Анализ результатов представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Анализ результатов на вопрос о зависимости между посещением спортивных занятий и частотой заболеваемости
Из приведенных данных мы можем сделать вывод о том, что за 3 года количество детей, посещавших спортивные секции, снизилось на 11 %. И также мы выявили, что ребята, занимающиеся спортом, болеют реже.
Исходя из результатов исследования, мы выделили несколько положительных моментов посещения спортивных секций:
- Смена вида деятельности. Во время физической активности мозг находится в расслабленном состоянии. Переключение с одного вида деятельности на другую помогает ребенку отдохнуть от учебы, выплеснуть накопившуюся энергию, справиться с накопившейся энергией, после чего можно приступать к выполнению домашнего задания с новыми силами.
- Смена окружения и стиля общения. Как правило, в спортивных секциях царит более неформальная обстановка, и многим детям общение со сверстниками дается легче. Также дети в секции имеют схожие интересы, что способствует формированию дружеских отношений между детьми.
- Способ организации досуга. Довольно часто посещение спортивных секций является единственным способом занять ребенка в свободное от учебы время. Особенно это актуально для родителей, которые возвращаются с работы в вечернее время, так как они уверены, что их чада занимаются полезным делом.
Имеются и отрицательные моменты:
- Посещение спортивной секции отнимает много времени. Но все-таки невозможно заниматься одной учебой целый день — необходим отдых, секция как один из вариантов.
- Занятия — это дополнительные нагрузки. Требования к школьникам сейчас и так высокие, большое количество изучаемых предметов и сложность учебного материала.
Роль спортивных секций высока, и её нельзя недооценивать, так как ребенок учится распределять время. Растет ответственность, ребенок сам решает, идти на дополнительные занятия или нет, заранее собирает форму и самостоятельно добирается до тренировки. Навыки оттачиваются со временем и потом помогут во взрослой жизни.
Литература:
- Здоровый образ жизни: модели, программы, проекты: сборник программно-методических материалов. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. — 61с.
- Воронцов, И. М. Здоровье. Создание и применение автоматизированных систем для мониторинга и скринирующей диагностики нарушений здоровья / И. М. Воронцов, В. В. Шаповалов, Ю. М. Шерстюк. СПб: ИПК «Коста», 2006. 432 с..
- Галкина Е. А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е. А. Галкина // Биология в школе. 2013. № 7. С. 25–33.
- Кулинич Г. Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5–7 классы. — М.: ВАКО, 2008. — 208 с.
- Марина А. В. Размышления вузовского методиста / А. В. Марина //Биология в школе. 2009. № 4. С. 29–34. 5. Психологическое обеспечение педагогической практики. Часть 1: учебно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Авторы — составители Е. А. Горшков, Е. Л. Бобылев. Арзамас.: АГПИ, 2012. 91с.