Статья посвящена исследованию детерминанты здорового образа жизни среди школьников 14–15 лет. Разработанная анкета позволила выявить интегративные качества, присущие здоровому образу жизни и получить комплексный результат исследования.
Ключевые слова: здоровье, школа, образовательный процесс, анкетирование, исследование.
Сегодня очень актуально говорить то здоровье и здоровом образе жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данный термин приводится в преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке 19–22 июня 1946 г., вступил в силу с 7 апреля 1948г., до сегодняшнего дня не изменялся. На протяжении нескольких лет Правительство Российской федерации вводит санкции, направленные на снижение употребления алкогольной и табачной продукции среди подростков. Данные шаги приводят к положительному прогрессу в отношении к своему здоровью и поведению. Стратегия развития спорта, в частности проводимая в Российской Федерации комплексная программа укрепления здоровья в образовательных учреждениях, эффективно реализуется и приносит свои плоды [2; 6; 9; 11].
Вопросу формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в курсе изучения ОБЖ (на первой ступени образования, 9-х классах) уделяется большое значение. Несомненно, подростки, являются одной из наиболее уязвимых категорий. Подростки — молодые люди в возрасте от 10–19 лет. Данную возрастную категорию часто считают здоровой группой. Тем не менее, многие подростки подвергаются риску преждевременной смерти. Основными причинами смертности среди подростков являются несчастные случай, самоубийства, насилия, неизлечимые болезни [3; 5; 8; 10; 16].
Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Л. П. Макарова, Н.Н Плахов, А. В. Соловьев определяют основные проблемы, волнующие в первую очередь европейцев [1; 12; 13; 15]. Авторов интересовала молодежь в подростковом возрасте, т. е. в той стадии своего развития, когда процессы полового и социального созревания идут особенно активно, а всякого рода отклонения ведет зачастую к необратимым последствиям в бедующем:
1- наркомания; 2-алкоголизм; 3-токсикомания; 4- зависимость от азартных игр; 5- психическое здоровье; 6- неправильное питание; 7- недостаточная физическая активность [4; 7; 14; 17].
Молодые люди и, особенно, школьники должны утвердиться в мысли о том, что быть здоровыми — это престижно, материально выгодно и социально полезно. Для решения этой задачи в гимназии № 293 Красносельского района г. Санкт-Петербурга было проведено исследование среди учащихся 9-х классов. Выбор данной возрастной категории обоснован тем, что подростки 14–15 лет находятся в зоне риска. Исходя из того, что актуальность темы «Здоровья» связана с индивидуальной заинтересованностью, цель исследования заключается в следующем: обосновать заметный рост тенденции к ведению здорового образа жизни, основываясь на полученных данных сформировать концепцию, в которой будут раскрыты современные взгляды и жизненные ценности современных подростков.
Каждый из нас задумывается о том, как укрепить иммунитет, сохранить молодость, продлить жизнь. Стоит отметить, что данным проблемам человек стал придавать высокое значение, находясь в подростковом возрасте. Для интегративной диагностики обозначенных аспектов была разработана анкета, состоящая из 6 вопросов: 1. От чего зависит здоровье? 2. Соблюдаете ли Вы режим дня? 3. Часто ли Вы питаетесь в «фастфудах»? 4. Сколько часов в сутки Вы спите? 5. Занимаетесь ли Вы спортом? 6. На сколько процентов Вы оцениваете свое здоровье?
Данные, полученные в результате опроса учащихся 9-х классов, свидетельствуют о том, что большинство респондентов считает, что здоровье человека зависит от следующих факторов: образа жизни (48 %), экологии (19 %), питания (10 %), а также от наследственности (7 %), отсутствия вредных привычек (7 %), духовного состояния (3 %), иммунитета (3 %) и окружения (3 %). Тенденцию ведения правильного образа жизни подтверждает тот факт, что режим дня соблюдают 59 % респондентов, более того, стремятся к этому 33 %. Редко или вообще не утоляют голод в фастфудах 88 % респондентов. Положительным является тот факт, что сон занимает 6–7 часов у большинства опрашиваемых (56 %), до 9 часов (33 %), до 5 часов 11 %. Спортом занимаются 64 % респондентов. И, наконец, оценка уровня своего здоровья достигает высокого уровня 67 %.
В заключении следует отметить, что намечающиеся положительные тенденции в области популяризации здорового образа жизни среди подростков, необходимо взращивать путем использования различного арсенала педагогических методик и технологий. Школьное образование, на сегодняшний день, располагает достаточно обширным инструментарием воздействия на подрастающее поколения и весьма широкие рамки деятельности в вопросах здоровьесбережения, определенные новыми образовательными стандартами.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
2. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
3. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
8. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
9. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
10. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
11. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
12. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
13. Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.
14. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
15. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
16. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
17. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.