Исследование детерминанты здорового образа жизни среди школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Некрасова, А. В. Исследование детерминанты здорового образа жизни среди школьников / А. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1049-1050. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9867/ (дата обращения: 19.10.2024).

Статья посвящена исследованию детерминанты здорового образа жизни среди школьников 14–15 лет. Разработанная анкета позволила выявить интегративные качества, присущие здоровому образу жизни и получить комплексный результат исследования.

Ключевые слова: здоровье, школа, образовательный процесс, анкетирование, исследование.

Сегодня очень актуально говорить то здоровье и здоровом образе жизни. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Данный термин приводится в преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому Международной конференцией здравоохранения в Нью-Йорке 19–22 июня 1946 г., вступил в силу с 7 апреля 1948г., до сегодняшнего дня не изменялся. На протяжении нескольких лет Правительство Российской федерации вводит санкции, направленные на снижение употребления алкогольной и табачной продукции среди подростков. Данные шаги приводят к положительному прогрессу в отношении к своему здоровью и поведению. Стратегия развития спорта, в частности проводимая в Российской Федерации комплексная программа укрепления здоровья в образовательных учреждениях, эффективно реализуется и приносит свои плоды [2; 6; 9; 11].

Вопросу формирования и развития установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни в курсе изучения ОБЖ (на первой ступени образования, 9-х классах) уделяется большое значение. Несомненно, подростки, являются одной из наиболее уязвимых категорий. Подростки — молодые люди в возрасте от 10–19 лет. Данную возрастную категорию часто считают здоровой группой. Тем не менее, многие подростки подвергаются риску преждевременной смерти. Основными причинами смертности среди подростков являются несчастные случай, самоубийства, насилия, неизлечимые болезни [3; 5; 8; 10; 16].

Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Л. П. Макарова, Н.Н Плахов, А. В. Соловьев определяют основные проблемы, волнующие в первую очередь европейцев [1; 12; 13; 15]. Авторов интересовала молодежь в подростковом возрасте, т. е. в той стадии своего развития, когда процессы полового и социального созревания идут особенно активно, а всякого рода отклонения ведет зачастую к необратимым последствиям в бедующем:

1- наркомания; 2-алкоголизм; 3-токсикомания; 4- зависимость от азартных игр; 5- психическое здоровье; 6- неправильное питание; 7- недостаточная физическая активность [4; 7; 14; 17].

Молодые люди и, особенно, школьники должны утвердиться в мысли о том, что быть здоровыми — это престижно, материально выгодно и социально полезно. Для решения этой задачи в гимназии № 293 Красносельского района г. Санкт-Петербурга было проведено исследование среди учащихся 9-х классов. Выбор данной возрастной категории обоснован тем, что подростки 14–15 лет находятся в зоне риска. Исходя из того, что актуальность темы «Здоровья» связана с индивидуальной заинтересованностью, цель исследования заключается в следующем: обосновать заметный рост тенденции к ведению здорового образа жизни, основываясь на полученных данных сформировать концепцию, в которой будут раскрыты современные взгляды и жизненные ценности современных подростков.

Каждый из нас задумывается о том, как укрепить иммунитет, сохранить молодость, продлить жизнь. Стоит отметить, что данным проблемам человек стал придавать высокое значение, находясь в подростковом возрасте. Для интегративной диагностики обозначенных аспектов была разработана анкета, состоящая из 6 вопросов: 1. От чего зависит здоровье? 2. Соблюдаете ли Вы режим дня? 3. Часто ли Вы питаетесь в «фастфудах»? 4. Сколько часов в сутки Вы спите? 5. Занимаетесь ли Вы спортом? 6. На сколько процентов Вы оцениваете свое здоровье?

Данные, полученные в результате опроса учащихся 9-х классов, свидетельствуют о том, что большинство респондентов считает, что здоровье человека зависит от следующих факторов: образа жизни (48 %), экологии (19 %), питания (10 %), а также от наследственности (7 %), отсутствия вредных привычек (7 %), духовного состояния (3 %), иммунитета (3 %) и окружения (3 %). Тенденцию ведения правильного образа жизни подтверждает тот факт, что режим дня соблюдают 59 % респондентов, более того, стремятся к этому 33 %. Редко или вообще не утоляют голод в фастфудах 88 % респондентов. Положительным является тот факт, что сон занимает 6–7 часов у большинства опрашиваемых (56 %), до 9 часов (33 %), до 5 часов 11 %. Спортом занимаются 64 % респондентов. И, наконец, оценка уровня своего здоровья достигает высокого уровня 67 %.

В заключении следует отметить, что намечающиеся положительные тенденции в области популяризации здорового образа жизни среди подростков, необходимо взращивать путем использования различного арсенала педагогических методик и технологий. Школьное образование, на сегодняшний день, располагает достаточно обширным инструментарием воздействия на подрастающее поколения и весьма широкие рамки деятельности в вопросах здоровьесбережения, определенные новыми образовательными стандартами.

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

2.                  Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

3.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

4.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

5.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

6.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

7.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

8.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

9.                  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

10.              Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

11.              Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

12.              Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

13.              Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

14.              Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

15.              Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

16.              Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.

17.              Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, подросток, возрастная категория, здоровье, подростковый возраст, режим дня, Российская Федерация.


Похожие статьи

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровьесозидающий потенциал дистанционного урока для детей с ОВЗ: из практики реализации

Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта

В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Основные аспекты формирования ценности профессионального образования в сознании современных юношей и девушек

В данной статье проведен анализ результатов исследования гендерных особенно-стей ценностного отношения современных молодых людей к профессиональному образо-ванию на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета.

Похожие статьи

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровьесозидающий потенциал дистанционного урока для детей с ОВЗ: из практики реализации

Формирование профессионального самоопределения и мотивации к выбору профессии у учащихся 8–9-х классов с нарушением интеллекта

В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет

В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков

В данной статье рассмотрено понятие мотивации, ее виды и особенности развития. Также представлены результаты исследования внутренней учебной мотивации у подростков, представлены данные, после проведения психокоррекционной программы.

Основные аспекты формирования ценности профессионального образования в сознании современных юношей и девушек

В данной статье проведен анализ результатов исследования гендерных особенно-стей ценностного отношения современных молодых людей к профессиональному образо-ванию на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета.

Задать вопрос