Необходимым условием социально-гигиенического обеспечения здоровья школьников является формирование у них индивидуального способа здорового образа жизни. Соблюдение данного требования должно обеспечить молодому человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов организма, как на физиологическом, так и на психическом и социальном уровнях путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни. Конечно, все это не возможно без правильного глубокого понимания сущности болезни и здоровья.
В этой связи в рамках процесса психофизиологического сопровождения учебной деятельности нами было проведено исследование понимания здоровья и болезни учащимися одиннадцатых классов одной из школ Санкт-Петербурга. Для достижения указанной цели использовался метод контент-анализа — старшеклассникам было предложено в произвольной форме письменно ответить на вопрос: чем отличается больной человек от здорового? При этом утверждения, касающиеся понимания испытуемыми сущности здоровья, анализировались нами отдельно от утверждений, характеризующих их понимание сущности болезни.
В ходе исследования при помощи методики «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» (УСЦД), позволяющей ранжировать показатели соотношения ценностей и их доступности в референтных группах, учащиеся оказались разделены на три страты (представленных примерно в равных процентных пропорциях):
1) «психического комфорта»;
2) «психического дискомфорта»;
3) «относительного психологического комфорта».
Школьники страты «психического комфорта»характеризуются в основном «приспособленческой» стратегией поведения, которая выражается:
отсутствием выраженной заинтересованности в профессиональном самосовершенствования;
низкой творческой активностью;
минимизацией эстетических запросов;
«приглушением» своих чувств;
ограничением общения с друзьями и близкими людьми.
В то же время у них может проявляться «адаптивный» стиль поведения с доминированием профессиональной мотивации над другими мотивами.
Учащихся страты «психического дискомфорта» характеризует «дезадаптационная» стратегия поведения, выражающаяся в:
ориентации на счастливую жизнь и материальное обеспечение (недоступность которых обусловливает состояние «внутреннего конфликта», провоцирующего дезадаптацию и невротические тенденции);
не готовности поступиться свободой и дружбой (чтобы поддерживать в себе работоспособность и творческую активность);
состоянии «внутреннего вакуума» при ориентации на активную деятельность и познание;
стремлении понизить свои эстетические запросы и творческую активность;
не способности занять себя интересным делом (хотя такие возможности имеются).
И только в группе «относительного психологического комфорта» проявились достаточно «здравые» стратегии понимания сущности здоровья человека, в которых нашли отражение различные аспекты человеческого здоровья (психические, соматические, нравственно-социальные). Однако в то же время каждая из вскрытых стратегий несет в себе достаточно узкий (неполный) подход к здоровью.
Анализируя ситуацию в целом, по всем выделенным стратам (группам), приходится констатировать, что главный недостаток вскрытых стратегий поведения состоит в том, что в них не проявляется конструктивное начало, выражающиеся в понимании важности воспитания в человеке мотивации здорового образа жизни. Так в суждениях первой группы учащихся по существу представлены основные признаки болезни: внешние и внутренние психические и соматические симптомы. Спектр утверждений о сущности здоровья, типичных для второй группы является достаточно узким, неполным, заметно менее конструктивным (по сравнению даже с данными учащихся из первой группы). Здесь также не проявилось выраженного мотивационного подхода к здоровью человека, хотя в большинстве суждений, судя по всему, нашли отражение их собственные индивидуальные проблемы. Многие молодые люди, характеризуются глубоким невротическим конфликтом, при этом основные суждения о болезни часто связаны с психологической симптоматикой. В других случаях они выражают не вполне адекватное мнение о причинах болезней и их проявлениях.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о неблагополучной ситуации в ценностно-смысловой сфере учащихся старших классов, об отсутствии у них глубокого понимания сущностных характеристик здоровья и болезни, следствием чего как раз и является отсутствие стремления к здоровому образу жизни. Исходя из этого, в целях повышения валеологической культуры учащихся, актуальной педагогической задачей становится необходимость разработки и последующего внедрения в систему профессионального образования программ по социально-гигиеническому обучению и воспитанию школьников.
Литература:
- Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
- Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.
- Бойков, А. Е. Некоторые результаты применения методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе «основы безопасности жизнедеятельности» (5 класс) / А. Е. Бойков // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1 (34). С. 145–151.
- Бойков, А. Е. Оценка уровня риска формирования информационной зависимости учащихся 5 классов / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 19–23.
- Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 17–19.
- Бойков, А. Е. Результаты методики профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 41–45.
- Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.
- Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
- Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс / Л. А. Сорокина // автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
- Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
- Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
- Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
- Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.