Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога. Для решения проблемы воспитания нравственности учителю необходимо не только знание предметов начальных классов и методики их преподавания, но и умение направлять свою деятельность на нравственное воспитание в организации учебной деятельности. В условиях современной действительности проблема воспитания нравственности является особенно значимой.
В педагогике одним из ведущих понятий является воспитание. Изначально под педагогикой понималась «наука о воспитании». Е. В. Бондаревская утверждает, что «воспитание — это родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика определялась как наука о воспитании подрастающих поколений» [3, с.55]. Проблема воспитания нравственности всегда была и остается очень актуальной. Изменение ценностей и целей человека происходит в течение всей его жизни, а также в период разных исторических эпох. На современном этапе развития педагогики нет общепринятого определения понятия «воспитание». Одной из причин является то, что понятие это многозначно, и существует различное истолкование его содержания.
Современная отечественная педагогика определяет воспитание «эффективным взаимодействием воспитателей и воспитанников, ведущим к достижению указанной цели» [6, с. 242]. И. П. Подласый, определяет воспитательный процесс более подробно, подчеркивая, что это «процесс формирования, развития личности, который включает в себя не только целенаправленное воздействие извне, но и самовоспитание». Процесс формирования нравственной культуры личности — это важнейшее направление воспитания [6, с. 95]. В педагогическом Энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Нравственное воспитание — это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе» [5, с. 170].
Воспитание — это рациональная деятельность, и ей присуще различие между конечным результатом и ведущими к ней действиями (целью и средствами). При этом различии средства могут быть оправданы только в связи с данной целью. Нравственность — не обычная цель, которая может быть достигнута в заданный период времени с помощью определенных средств. Поэтому нравственность — это скорее не цель, а идеал — принцип и масштаб оценки человеческого поведения. Помимо своего основного назначения, любой социальный институт (семья, школа, трудовой коллектив и др.), также воздействуют на личность.
Существуют также следующие определения слова «Нравственность»:
1) совокупность норм, которые определяют поведение человека;
2) самое поведение человека;
3) моральные свойства [2, с. 519].
Итак, исходя из различных толкований понятий «воспитание» и «нравственное», которые мы рассмотрели в педагогической литературе, можно констатировать следующее: — все ученые и педагоги, не имея однозначной трактовки понятий «воспитание» и «нравственное воспитание», сходятся на том, что воспитание — это целенаправленный процесс; — воспитание осуществляется во взаимодействии с процессом обучения; — целью нравственного воспитания может являться развитие личности нужной, общественно-полезной, адаптированной к жизни в определенном обществе; — нравственное воспитание понимается современными педагогами как процесс взаимодействия воспитателей и воспитуемых; — нравственное воспитание осуществляют социальными институтами, такими как семья, школа; — нравственное воспитание осуществляется на протяжении всей жизни человека, однако закладывание его основ происходит в раннем детстве.
Как утверждал В. А. Сухомлинский, «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детские годы и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». В системе воспитания подрастающего поколения главная роль принадлежит школе. Каждый этап обучения ребенка характеризуется своей превалирующей стороной воспитания. Ю. К. Бабанский считает, что в воспитании детей младшего школьного возраста преобладающим будет нравственное воспитание, поскольку на этом этапе младшие школьники знакомятся с элементарными нормами нравственности, учатся придерживаться их в различных ситуациях. Процесс обучения очень тесно связан с воспитанием нравственности. В условиях современной действительности в школе увеличилось в объеме и усложнилось по своему внутреннему строению содержание образования, поэтому в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержание моральных понятий определено научными знаниями, получаемыми в процессе изучения учебных предметов младшими школьниками. Усвоение нравственных знаний имеет столь же важное значение, как и усвоение знаний по конкретным учебным предметам [1, с. 352]. У детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности становится учебная, которая позволяет усвоить знания в определенной системе, а также создает потенциал для овладения детьми приемами, методами решения различных умственных и нравственных задач. На нравственное формирование личности воздействуют многие социальные и биологические факторы, но главную роль в процессе нравственного развития играют педагогические факторы, так как они наиболее успешно поддаются управлению, а также направляются на формирование определенного рода отношений.
И. С. Марьенко выделяет факторы, обусловливающие развитие нравственной воспитанности и развитие личности школьника, на три группы:
‒ природные (биологические);
‒ социальные;
‒ педагогические.
Взаимодействуя со средой и целенаправленными воздействиями, ребенок социализируется, получает нужный опыт нравственного поведения. Ведущую роль в воспитании и обучении младших школьников, а также в подготовке их к жизни и социальному труду имеет педагог. Он должен являться для школьников эталоном нравственности и преданного отношения к труду. Нравственное воспитание отличается динамичностью и творческим подходом: педагоги часто корректируют его, тем самым совершенствуя.
Н. И. Болдырев утверждает, что специфической особенностью воспитания нравственности является невозможность выделить его в какой-то специальный воспитательный процесс. Развитие нравственного облика происходит в процессе всей разносторонней деятельности детей (в игровой, учебной), во всевозможных отношениях, в которые они вступают, в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.
Н. Е. Ковалев, Н. А. Сорокин, Б. Ф. Райский, изучая систему нравственного воспитания, выделяют следующие стороны: во-первых, реализация сообразных воздействий педагога и ученического коллектива, направленных на нравственное воспитание в решении конкретных педагогических задач, а внутри коллектива — единство действий учащихся; во-вторых, применение подходов, направленных на развитие учебной деятельности нравственным воспитанием; в-третьих, система нравственного воспитания — это также взаимовлияние и взаимосвязь воспитываемых у детей моральных качеств в данный период времени; в-четвертых, под системой нравственного воспитания следует понимать и порядок развития моральных качеств детей по мере их роста и умственного созревания [4, с.198].
Как утверждает С. Л. Рубинштейна, в развитии личности младшего школьника важное значение имеет вопрос формирования моральных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте младший школьник не только знакомится с сущностью нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в действиях окружающих, а также собственных поступках.
На определение значения планирования, как в учебной деятельности, так и в моральном поведении младших школьников было направлено внимание таких ученых как Л. А. Регуш, Л. А. Матвеева и многих других. В своих исследованиях они обращаются к развитию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
Воспитательный процесс в школе строится на принципе целостности сознания и деятельности. Л. И. Божович называет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она имеет особое значение в развитии младшего школьника, определяет появление многих новообразований. В ней, помимо умственных способностей, развивается и нравственная сфера личности. И. Ф. Харламов указывает, что в результате упорядоченного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений младший школьник получает нравственные знания, свойственные учебной деятельности, нравственные отношения.
Одна из задач воспитания заключается в правильной организации деятельности воспитанника. В деятельности развиваются нравственные качества, а возникающие отношения воздействуют на изменение целей и мотивов деятельности, что воздействует на усвоение моральных норм. Деятельность человека выступает и как мерило его нравственного развития. Формирование морального сознания младшего школьника происходит через восприятие и понимание содержания воздействий, поступающих и от родителей и педагогов, окружающих людей, через переработку этих воздействий в связи с моральным опытом ребенка, его взглядами и ценностями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и формирует субъективный взгляд на него, и в связи с этим создаются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Ориентация школьного воспитания и реальные поступки детей могут не соответствовать, но смысл воспитания заключается в достижении соответствия между требованиями соответствующего поведения и внутренней готовности к этому.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод в том, что важным элементом в процессе нравственного воспитания детей начальной школы является моральное просвещение, целью которого является сообщение ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах, которыми ему необходимо овладеть. Умение осознавать и переживать моральные принципы и нормы связывается с умением осознавать образцы нравственного поведения, способствуя формированию моральных оценок и поступков.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988. — 122 с.
- Большой толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство АТС»: ООО «Издательство Астрель»,1999. — 1268 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов-на-Дону, 1999. — 350 с.
- Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386 с.
- Педагогический Энциклопедический словарь / гл. ред.Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких и др.- М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003.- 528 с.
- Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс в 2 кн.; кн.2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. — М, 1999. — 320 с.