В статье рассматривается проблема организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников. Обосновывается необходимость использования проектов экологической направленности. В качестве одного из эффективных средств предлагается веб-квест «Сохрани природу!» для детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова:экологическое воспитание, взаимодействие школы и семьи, дети младшего школьного возраста.
Abstract. The article deals with the problem of organizing interaction of the school and the family in ecological education of youngerpupils. Substantiates the necessity of the use of the projects environmental focus. As one of the effective means of offering web quest «Save the nature!» for children of primary school age.
Keywords: ecological education, the interaction of the school and the family, the children of primary school age.
В работах современных ученых В.А. Сковородкина, О.Н. Ридигер, М.Н. Недвецкой и других затрагиваются вопросы взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся как одного из важнейших факторов развития экологической культуры и компетентности личности [2, 3, 4, 5].
На современном этапе развития экологического образования особую актуальность приобретают идеи нравственности, социальной ответственности, духовности, которые отражены в концепции воспитания экологической культуры личности (Е.М. Клемяшова, Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова, В.А. Самкова и др.). Основной идеей данной концепции является осмысление экологической культуры как феномена, где интегрируются задачи эстетического, духовно-нравственного, экологического развития ребенка с развитием его эмоционально-чувственной сферы. При этом, в качестве основной цели и базовой основы рассматривается процесс формирования духовно-нравственных качеств и чувств [5, 6].
Исследователи подчеркивают, что при организации экологического воспитания особое значение должно уделяться взаимодействию с семьями воспитанников, поскольку на формирование экологической культуры ребенка непосредственное влияние оказывает культура и мировоззрение старшего поколения в семье, ее традиции и экологические ценности. Считаем, что эффективность экологического воспитания в системе «школа-семья» во многом обусловлена качеством педагогической поддержки семьи, не противоречивостью воспитательных воздействий и ценностных ориентаций родителей и педагогов.
Анализ образовательных практик в современной начальной школе, позволяет выявить широкий спектр проектов экологической направленности, которые осуществляются как в рамках учебной, так и внеучебной деятельности и предполагают активное взаимодействие с семьями младших школьников. К примеру, такие мини-проекты как: «Вырасти свое растение», «Лес – наш дом», «Тайны зелёных листьев», «Мы строим город Экоград» и другие. Проекты могут быть оформлены и представлены с помощью средств мультимедиа – показ видеоролика, презентаций в программе «PowerPoint», а также в формате текстового документа.
Как правило, работа над проектом начинается с актуализации и мотивации интересов ребенка по вопросам здоровьесбережения и экологической безопасности. Такая работа включает в себя изучение проблем жизнедеятельности учащегося и его семьи путем рефлексивного анализа «экологических ошибок» и их предупреждения, проектирования индивидуальной экосообразной траектории развития с учетом знаний базовых законов экологии. Эффективному осуществлению данной деятельности способствует реализация инновационной педагогической технологии «семейного экотьюторства». В ее основе - включение в процесс формирования экологической культуры и компетентности младшего школьника всех членов семьи ребенка, объектов окружающей социоприродной среды. В качестве составляющих экологической компетентности и результатов применения описываемой технологии рассматриваются: знание основных экологических закономерностей, норм и опыта экологической деятельности, воспитание эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру; повышение ответственности за состояние окружающей среды, осознание значимости укрепления собственного здоровья и здоровья членов своей семьи, формирование экологического сознания детей, повышение уровня экологической культуры родителей, пропаганда экокультурных традиций семьи, формирование экосообразного типа поведения, предполагающего системную эмоционально окрашенную деятельность по реализации экокультурных ценностей семьи в социально-экологической практике конкретного населенного пункта.
Одним из инновационных средств организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников рассматриваем экологический веб-квест, который поможет разнообразить образовательный процесс, сделать его интересным и «живым». Кроме того, работа в рамках веб-квеста позволяет развивать целый ряд компетенций через формирование умений:
· использовать информационные технологии (в том числе для оформления каких-либо результатов работы в виде презентаций, для поиска необходимой информации и так далее);
· самоорганизации и самообучения;
· работать в команде (взаимоконтроль, взаимопомощь, распределение функций, планирование);
· находить способы для решения какой-либо проблемной ситуации, выявлять наиболее подходящий вариант, обосновывать свой выбор;
· публичных выступлений (авторы публично защищают проект, а другие ребята задают им вопросы по теме).
Такое средство экологического образования как веб-квест можно использовать как дистанционную форму работы с обучающимися, что особенно актуально в зимний период времени, когда возможна отмена уроков в связи с карантином или низкой температурой воздуха.
Работа с веб-квестом позволяет распределить деятельность учащихся на определенные этапы. На примере веб-квеста по теме: «Сохрани природу!» рассмотрим их более детально [1].
1 этап – ознакомительный. В ходе данного этапа обозначается проблема, ее актуальность и краткая характеристика. В структуре веб-квеста это главная страница и введение.
2 этап – предполагает знакомство участников проекта и распределение ролей. (Условно данный этап обозначим: Уровень 1: «На старт!»). Участник выбирает для себя определенную роль (биолог, медик, экотурист), заполняет входную анкету. Данные, которые заполнили участники, обрабатываются учителем, который затем публикует списки групп в комментариях к следующему уровню. Ученики приступают к сбору информации по заданным алгоритмам. Предлагаемый веб-квест включает следующие задания:
Группа «Биологи».
1. Какие растения наиболее часто встречаются в нашей местности?
2. Сделайте ряд фотографий растений и оформите их в виде фотоколлажа. (для его создания используйте следующие сайты: http://www.fotokomok.ru, http://createcollage.ru)
Группа «Медики»
Посетите кабинет медицинского работника в школе (время согласуется педагогом). В ходе беседы выясните:
– как влияет экологическая обстановка на здоровье человека;
– выявите заболевания, которые связаны с влиянием экологии на здоровье;
– используя Интернет-источники дополните свой список (Ресурсы: http://www.cleverhealth.ru/vredfaktor, http://www.myshared.ru/slide/237216);
– составьте буклет: «Как уменьшить вред, который наносится экологией здоровью?»
Группа «Экотуристы».
Отправьтесь в путешествие по окрестностям. Не забудьте взять фотоаппарат для того, чтобы сделать снимки. Сфотографируйте не только прекрасные пейзажи, но и «следы», где побывал человек. Проведите уборку территории. Создайте из снимков видеофильм «До и после». Разместите его на данной страничке в прикреплённых файлах. (Ресурсы для создания фильма: http://inetedu.ru/articles/19-services/98-slade-show-online.html).
3 этап – Уровень «Объединяемся». На данном этапе каждая группа обобщает и систематизирует собранную информацию и оформляет ее.
4 этап - Уровень «Публичное выступление» подразумевает работу в классе, когда каждая группа защищает свой проект и отвечает на вопросы одноклассников.
Для оценки работ учащихся могут применяться методы взаимооценки и самооценивания.
Роль родителей заключается в оказании помощи при организации экскурсий, активном участии в совместной с детьми экосозидающей деятельности и оформлении итогов работы с помощью средств мультимедиа.
Считаем, что веб-квест обладает существенным потенциалом в организации взаимодействия школы и семьи, в том числе и в экологическом воспитании младших школьников. Подобная нетрадиционная форма организации деятельности младших школьников может стать еще одним инструментом их учебной мотивации.
Литература:
1. Наумова Т.В., Тихомирова О.Б. Профессиональная подготовка педагогических кадров: опыт применения инновационных образовательных технологий // European Social Science Journal. – 2014. – № 3-1. – С. 101-105.
2. Недвецкая М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи. – М.: УЦ Перспектива, 2009. –152 с.
3. Ридигер О.Н. Экологическое воспитание в семье и школе // Экологическая культура личности: воспитание детей и молодежи: Материалы международных научно-практических чтений, посвященных педагогическому наследию и развитию идей академика Б.Т.Лихачева / Под ред. Е.М.Клемяшовой (раздел 1), С.Н.Николаевой (раздел 2), А.С.Прутченкова (раздел 3), В.А. Сковородкина (раздел 4). – М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2010. – С. 190-194.
4. Россова Ю.И. Вопросы здоровьесбережения в «новой педагогике» В.П. Вахтерова // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. – 2013. – № 2. – С. 101-108.
5. Сковородкин В.А. К вопросам определения экологической воспитанности школьников // Человек, природа, история (к 100-летию С.П. Залыгина): материалы международной научной конференции / под общ. ред. П.А. Гончарова; науч. ред. Н.В. Антоненко; ред. кол.: А.И. Иванов, И.В. Попова, В.Б. Белукова и др. – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2013. – С. 158-162.
6. Ямщикова Ю.И., Наумова Т.В. О потенциале этнопедагогических миниатюр в духовно-нравственном воспитании младших школьников // Культура и образование. – 2014. – № 6 (10). – С. 20.