Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения
Автор: Ястребова Элла Ревнеровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 26.01.2015
Статья просмотрена: 2333 раза
Библиографическое описание:
Ястребова, Э. Р. Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения / Э. Р. Ястребова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7178/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проблема сохранения здоровья обучающихся стала особенно актуальной на современном этапе. Информационные перегрузки, повышенная стрессогенность, малоподвижный образ жизни, способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у студентов, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья обучающихся. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии —это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся».
Кандидат педагогических наук О. В. Петров охарактеризовал здоровьесберегающую образовательную технологию как систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей развития обучающихся и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности студентов, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность принципов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.
Важнейшим условием своей педагогической деятельности я считаю обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- выполнение рекомендаций СанПиНа: соблюдение требований техники безопасности, оптимальная освещенность кабинета, требования к мебели, температурный режим, уровень шума, проветривание помещения, ежедневная влажная уборка аудитории.
- Учет периодов работоспособности обучающихся на занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления).
- Чередование различных видов деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная работа, устный и письменный опрос, самостоятельная работа, визуальное восприятие учебного материала, творческие задания.
- Использование на занятиях различных технологий и техник обучения: информационно-коммуникационных технологий — интерактивное тестирование, представление информации с помощью слайдовых презентаций Microsoft Power Point, работа обучающихся с электронным учебником; интерактивное обучение — технология, предполагающая хорошо организованную обратную связь между обучающим и обучаемым, при наличии двустороннего обмена информацией между ними; личностно-ориентированное обучение, где обучающийся — главное действующее лицо всего образовательного процесса; рейтинговая технология оценивания, позволяющая создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, перевести учебную деятельность обучающегося из необходимости во внутреннюю потребность; педагогики сотрудничества, главное орудие которой — успех. Все используется для того, чтобы обучающиеся приобретали навыки коммуникации и умели рефлексировать. Обучение с использованием групповых форм, построенных по принципу сотрудничества и взаимной поддержки. При такой работе учитываются индивидуальные психологические особенности обучающихся, взаимодействие студентов с различными типами темперамента, а также особенности стиля учебной деятельности каждого обучающегося.
- Творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, активных методов и форм обучения. Например: создание ситуаций выбора для укрепления и осознания мотивов, собственной субъективной позиции (выбор вопроса по степени сложности при актуализации опорных знаний, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия при работе в микрогруппах); активные методы (обсуждение в группах, привлечение студентов к оценочной деятельности, ролевая игра, дискуссия, семинар); методов, направленных на самопознание и развитие внимания, общения, воображения, познавательных интересов у обучающихся, наглядно-образного мышления, коммуникации, самооценки.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе обучения. Налаживание контакта со студентами и корректировка поведения обучающихся друг с другом в группе. Доброжелательный и эмоциональный тон преподавателя, его внешний вид, манера общения, способность подачи материала. Благоприятная обстановка на занятии, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению обучающегося, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение самостоятельной мыслительной деятельности — далеко не весь арсенал, которым должен пользоваться педагог, стремясь к раскрытию способностей каждого обучающегося. В процессе такого занятия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда студент с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
- Оптимальность технических средств обучения, умение преподавателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Создание ситуации успеха.
- Использование физкультурных пауз на занятиях.
- Наличие эмоциональных разрядок на уроках, релаксация. Цель проведения релаксации — снять напряжение, дать обучающимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Видами релаксации могут быть не только физкультминутки, но и заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Даже шутливые истории на занятии, притчи, загадки могут стать примером релаксации, освобождая сознание на короткое время от умственного напряжения. Разнообразие впечатлений положительно влияет на эмоциональное состояние студента. Яркие впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.
- Озеленение и дизайн кабинета.
Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. Качество обучения напрямую связано с состоянием здоровья обучающегося. Поэтому одной из приоритетных задач современной реформы системы образования является сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих их здоровье.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Новочеркасского технологического техникума-интерната позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, сохранять и укреплять здоровье, а педагогу создавать условия для успешной подготовки квалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда.
Литература:
1. Антипова Л. П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе // Начальная школа. — 2011. — № 8.
2. Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя сельской школы / Сельская школа как личностно-ориентированная образовательная система: Материалы научно-практической конференции (май 2004г.). Вып.1-Ростов — н/Д: РГПУ, 2004.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО,2002.-121с.
5. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе. — 2005. — № 2.