Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии
Автор: Палжанова Айгуль Шопановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 4132 раза
Библиографическое описание:
Палжанова, А. Ш. Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии / А. Ш. Палжанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4026/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается использование здоровьесберегающих образовательных технологий при обучении химии и биологии.
Ключевые слова: здоровьесберегающие образовательные технологии.
Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…
В. А. Сухомлинский
Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. «Здоровье нации — основа нашего успешного будущего», — говорит Президент РК Н. А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Стратегия-2050: новый политический курс состоявшегося государства» [1]. Постановлением Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832 утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы. Он предусматривает формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. Ключевые компетенции — это требование государства к качеству личности выпускника средней школы в виде результатов образования, заявленные в ГОСО и учебных программах. [2] Всем известно, что школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, это ещё и особый мир, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Каждый из нас знает, что сегодня в листе здоровья на предпоследней страничке журнала почти нет детей, у которых была бы запись «здоров». Мы привыкли к формулам: беречь здоровье, укреплять здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на школьном уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами или благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого ученика. Иными словами, здоровью нужно учить. Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, “ здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.
Поэтому одной из приоритетных задач системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии обучения основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе. Применение здоровьесберегающих образовательных технологий даёт возможность:
1) осуществлять личностную направленность обучения, создавать комфортные условия для школьников с учётом индивидуальных психологических особенностей (восприятие, мышление, память) и индивидуального темпа работы;
2) достигать прогнозируемого результата, осуществлять в определённые сроки с определённым уровнем затрат ресурсов, физического и психического здоровья учителя и ученика;
3) осуществлять неразрывную связь с теорией деятельного подхода в обучении;
4) организовать самостоятельную работу учащихся, научить их работать со справочным материалом.
Химия и биология — серьёзные и сложные предметы. На уроках химии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи, строением и работой систем органов, особенностями обмена веществ в клетках организма человека и т. д. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим образовательным технологиям.
Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать учитель, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Одна из ключевых проблем любого обучения — проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера и интерактивного оборудования на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т. е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. В своей практической деятельности я использую, например, разного рода презентации, видеофрагменты, работу с интернет-ресурсами.
Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, даю ему выполнить индивидуальное задание с использованием интернет-тестирования в форме он-лайн по химии и биологии. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся. Всё это позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, — это гиподинамия. Технический прогресс закономерно ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Огромное значение здесь играют систематические, правильно выполняемые физкультминутки (как на уроке, так и на переменах). На уроках биологии учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. При изучении биологии учащиеся выполняют серию лабораторных и практических работ, направленных на изучение состояния своего здоровья и его сохранения (по всем системам органов человека). Самостоятельная творческая деятельность учащихся является показателем заинтересованности не только в получении необходимых знаний, но и в приобретении навыков и умений для дальнейшего практического применения.
Я стараюсь организовать режим обучения так, чтобы он обеспечил высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволил отодвинуть утомление и избежать переутомления. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает правильная регламентация продолжительности и чередования различных видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой.
В начале урока очень важно мотивировать учащихся на положительные эмоции, на успех, настрой на реализацию своего потенциала. Для этого даю в начале урока несколько упражнений релаксации. Это буквально займет 1–2 минуты, но при этом положительный эффект урока гарантирован. Минуты релаксации использую и в течение урока. Они позволяют безболезненно переключиться на другой вид работы на уроке. Все эти приемы позволяют не только изучить биологию вопроса, но и получить положительный эмоциональный настрой.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых — растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
На уроке каждый ребёнок должен чувствовать себя удобно, спокойно, уютно, то есть комфортно, и создание таких условий — главная моя задача. Эту задачу реализую через выполнение следующих гигиенических условий:
- температура и свежесть воздуха;
- рациональность освещения класса и доски: 1,2 урок с искусственным освещением, не совмещать ламповое и люминесцентное освещение;
- исключить монотонные звуковые раздражители.
Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий по предметам для недопущения перегрузок. Химия и биология — это предметы, которые имеют реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской работе, развить их творческие способности. Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Исследовательская деятельность развивает логическое мышление, способствует развитию познавательных интересов, совершенствованию практических умений и навыков, положительно воздействуют на эмоции и психику. Поэтому интересными и полезными становятся проекты, выполненные группами учащихся. Здесь творчество учеников особенно интересно. Создаются проекты самой разнообразной тематики и жанров. Есть учебные проекты «Пища и здоровье человека», «Химия — красота и здоровье», «Алкоголь. Влияние на организм», «Мир запахов», «Мед и его полезные свойства». Но самое главное — это обсуждение выполненного проекта: что удалось, что оказалось сложным, чему научились, и к чему следует стремиться. Рефлексия проводится для каждой группы отдельно. Выдаются вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? В каких областях? Помогла ли проделанная работа закрепить знания, умения? В каких областях? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Почему? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Каковы ваши ощущения от выполненной работы? Какие вы можете сделать замечания и предложения на будущее?
Да, конечно, это занимает гораздо больше времени, чем традиционный урок. Но при выполнении проекта реализуются принципы «развивающей помощи», что: дает ученику осознать себя; позволяет «разбудить ученика» — его активность и внутренние силы; ученик сам делает выбор, принимает решение и отвечает за него. В проектной работе ученика гораздо легче отработать ключевые интеллектуальные навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки информации, планирования работы, анализа результатов. Такая организация обучения позволяет привить навыки сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности; происходит стимулирование у учащихся интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте химии и биологии в жизни современного человека, развивается творческое мышление.
На подготовительном этапе я демонстрирую учащимся проекты прошлых лет и предлагаю примерные темы для проектов по химии, биологии. При составлении списка примерных тем проектов учитываю основные аспекты школьного курса химии и биологии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, здоровьесберегающий, прикладной и региональный.
Так, например, здоровьесберегающий аспект курса химии дает возможность:
- раскрыть особую роль химической науки в борьбе с такими вредными привычками как курение, алкоголь, наркомания, токсикомания;
- ответить на многие вопросы, интересующие учащихся (например, каков химический состав пищи? Что такое «химические добавки»? Диеты — это вредно или полезно? Как правильно подбирать косметику и как правильно ею пользоваться?);
- привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния здоровья современных подростков и, в частности, учащихся своей школы, своих одноклассников;
- воспитать у учащихся чувство личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья окружающих их людей.
Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в гармонии с окружающим миром, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по сбережению и укреплению здоровья школьников, своего собственного здоровья.
Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.
Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Думаю, что внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе — оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения. Здоровье подрастающего человека — это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения должен стремиться внести каждый учитель.
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050», Астана, 14 декабря 2012 г.
2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы, Постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832, Астана,2012
3. Проблемы охраны здоровья и безопасности детей и подростков в системе образования: Сборник материалов Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002.- 196с.
4. Безопасность образовательного пространства: Научно-методическое издание для директора и учителя школы. / Под общ. ред. профессора Н. А. Скляновой, И. В. Плющ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2001.- 336с.
5. Здоровьесберегающие технологии в образовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения/Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. — 181 с.
6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. М. «Аркти», 2005.− 320 с.