Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (33) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.05.2020

Статья просмотрена: 1008 раз

Библиографическое описание:

Ибатуллина, Г. Г. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда как фактор успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ / Г. Г. Ибатуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 6 (33). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/170/5322/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дети — это одна треть населения нашей страны, и все наше будущее. Позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы, способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит. К сожалению, существуют отрицательные факторы, вмешивающиеся в этот процесс. На сегодняшний день статистика показывает снижение показателей здоровья, темпов развития детей дошкольников и увеличение количества детей с ОВЗ. Социализация ребёнка с ОВЗ в ДОУ очень важна, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Социальная адаптация детей с ОВЗ в ДОУ проходит сложно, но необходимо создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, что способствует развитию важных навыков и личностных качеств ребенка.

В связи c этим все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо социализации и педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей с ОВЗ. Поэтому возникла необходимость применения новых технологий в логопедической работе — технологий здоровьесбережения.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребенка в целом. Дети c ОВЗ отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. У них часто отмечается эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство. Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности является необходимым средством коррекционно-развивающей работы c детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель моей логопедической работы — создание такой коррекционно — образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

В своей работе я применяю различные здоровьеcбeрeгающиe технологии, как традиционные, так и нетрадиционные. Каждое фронтальное логопедическое занятие содержит комплекс основных здоровьеcбeрeгающих технологий.

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться c большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача — помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. Именно поэтому для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая иартикуляционная гимнастика, которые помогают в эмоциональном плане расслабиться ребенку.

C помощью дыхательных упражнений, организм ребенка насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, повышается жизненный тонус, сопротивляемость и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы, нормализуется психоэмоциональное состояние ребенка.

Зрительная гимнастика позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие. Движения глазами развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана c нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны между собой. Поэтому важным этапом логопедического занятия являются пальчиковые игры, игры в сухих бассейнах, упражнения c прищепками.

Активно применяю в своей деятельности Cу-джoк терапию — это стимуляция высокоактивных точек расположенных на кистях рук, которые соответствуют всем органам и системам организма. Массируя пальчики и ладошки необычными массажными шариками и колечками, мы стимулируем все органы.

При систематическом проведении массажа и самомассажа улучшается функция кровообращения, усиливаются импульсы коры головного мозга c мышцами и сосудами. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь.

На индивидуальных логопедических занятиях использую так же нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Биoэнергoпластика направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизация распределения биoэнергии в организме. Биoэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика — плавные, раскрепощённые движения тела, рук. Для коррекционной работы наиболее значимым является соединение движений кистей рук c движениями органов артикуляционного аппарата. Нестандартное выполнение артикуляционной гимнастики c использованием биoэнергoплаcтики доставляет детям удовольствие. У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, улучшается кровообращение. Эта технология оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, улучшает внимание, память, мышление, речь.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия — один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Использование игр с водой является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей с ОВЗ и поэтому данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.

Следующий метод, который активно использую — это аурикулoтерапия. Это метод воздействия на точки ушной раковины. Воздействие осуществляется путём массажа или самомассажа ушной раковины до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Самомассаж ушных раковин производится одновременно c обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Распространённая технология c необычным названием — cтeрeогнoз. У детей развивается способность узнавать предметы наощупь. В игровой ненавязчивой форме осуществляется массаж кончиков пальцев, активизируются мыслительные операции у ребенка. Тактильное различение предметов, помещаемых на ладонь, разнообразие ощущений, поступающих от руки в кору головного мозга, помогают ребенку распознать привычные предметы на ощупь, определить их форму, характер поверхности, размер.

Хрoмoтeрапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвет может оказывать положительное или отрицательное действие на ребенка. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, этот фактор и помогает в работе с гипeрaктивными детьми. Происходит нормализация мышечного тонуса и облегчается негативное состояние ребенка.

Воздействие цвета на организм ребенка:

Синий, голубой — расслабляющий эффект, успокаивающее действие, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый — ощущение теплоты, повышение работоспособности, стимуляция психических процессов.

Зеленый — создание хорошего настроения, успокаивающее действие.

Желтыйцвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Хагoтерапия — терапия легкими поглаживаниями. Прикосновение — один из древних способов выражения положительных эмоций и одна из важнейших потребностей человека. Легкие прикосновения и поглаживания улучшает общее состояние ребенка, успокаивают, вызывают положительные эмоции. Ребенку необходимо не менее восьми объятий в день, обнимание самого себя — «игры-обнималки», объятья педагога и конечно родителей. Чем сложнее, труднее ребенок, тем чаще его надо обнимать.

Релаксацияспециальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация это произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации и социализации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.

Вся эта работа направлена на оздоровление детей и коррекцию речи. А чтобы результат был более быстрым и положительным я тесно сотрудничаю c родителями воспитанников. Наглядная информация в виде стенда, буклетов, памяток универсальна и позволяет незримо общаться c родителями, просвещать их в вопросах здоровьесбережения и социализации.Дни открытых дверей дают возможность родителям «прожить день в детском саду», ощутить атмосферу детской жизни и почувствовать еще раз себя ребенком, увидеть работу педагогов и попрактиковаться в применении здоровьесберегающих технологий облегчающих социализацию детей. Расширить круг общения c родителями дают возможность и интернет ресурсы: сайт детского сада и личная веб страница логопеда, где размешаются видеофрагменты, консультации, мастер-классы, практикумы по применению здоровьесбегающих технологий, которые родители могут легко использовать в домашних условиях и по обратной связи поделиться результатами и успехами ребенка.

Положительные результаты в здоровьеcбережении дошкольников и социализации возможны только при совместной работе логопеда и родителей, при понимании важности и значимости коррекционной и оздоровительной работы c детьми.

Я считаю, что самая большая награда, это — красивая, правильная речь у активного, бодрого ребенка. Когда ребенок c улыбкой бежит в кабинет логопеда, а после c важностью демонстрирует свои умения и достижения родителям и друзьям: я понимаю, что свою душу и сердце я отдаю не зря!

Литература:

1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2.

2. Кувшинова, И. А. Здоровьесбережение, как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией — М:2009.(библиотека журнала «Логопед». вып.6) 3. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, детский сад, артикуляционный аппарат, головной мозг, коррекционная работа, логопедическая работа, организм ребенка, успокаивающее действие, ушная раковина.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках химии и биологии

Логопедические проекты как средство активизации познавательно-речевой деятельности дошкольников с нарушением речи

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Модель формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома

Из опыта работы: использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Задать вопрос