Повышение эффективности здоровьесберегающих образовательных технологий через анализ факторов риска
Автор: Молодцова Ирина Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 355 раз
Библиографическое описание:
Молодцова, И. А. Повышение эффективности здоровьесберегающих образовательных технологий через анализ факторов риска / И. А. Молодцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4099/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье обосновывается необходимость анализа факторов риска нарушений здоровья для повышения эффективности здоровьесберегающих технологий в процессе образования и воспитания.
Ключевые слова: дети, нарушения слуха, факторы риска, группы здоровья, образование, воспитание, педагог, здоровьесберегающие технологии.
Вначале ХХI века сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения. Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за прошедшие 15 лет выросла по данным разных авторов в 1,4–1,5 раз. Увеличилась как общая (1758,0 в 1995 году и 2533,6 на 1000 детей в 1999 году), так и первичная заболеваемость детского населения, в том числе дошкольников, посещающих образовательные учреждения. Доля здоровых детей неуклонно уменьшается [1; 2; 6; 8]. По данным некоторых авторов, за годы обучения количество школьников с нарушениями зрения и осанки увеличивается в пять раз, психического здоровья — в четыре раза, заболеваниями органов пищеварения — в три раза. За последние годы наметилась тенденция к росту числа лиц с нарушениями слуха. Всемирная организация здравоохранения учредила специальную программу, направленную на борьбу с наиболее распространенными в современном мире нарушениями, в том числе и снижением слуха. Её цель — помощь лицам с тугоухостью и глухотой, сокращение количества новых пациентов с данной патологией. В Российской Федерации количество детей и подростков с нарушениями слуха превышает 600 тысяч. Вобразовательных учреждениях деятельность педагогов, психологов, медработников, технического персонала направлены на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, принято обозначать термином «здоровьесберегающие образовательные технологии». Н. К. Смирнов (2006) в зависимости от подходов к охране здоровья, методов и форм работы, выделил несколько групп здоровьесберегающих технологий, используемых вобразовательных учреждениях.
Медико-гигиенические технологии предполагают контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов, проведение прививок, динамического наблюдения за здоровьем воспитанников, психолого-педагогических консилиумов по вопросам здоровья, мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению детей и педагогического коллектива, занятий по программе «Лечебная педагогика» и лечебной физкультуры; оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий (гриппа); создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи детям и педагогам и др.
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие детей, экологические — создание природоохранных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности детей и сотрудников. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуются специалистами по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторами, строителями, представителями коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции, поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи — сохранение жизни. Среди здоровьесберегающих образовательных технологий выделяют: организационно-педагогические — определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, предотвращают дезаптационные состояния (переутомления, гиподинамии и др.; психолого-педагогические — связаны с работой учителя на уроке, его воздействием на детей, психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса; учебно-воспитательные — включают программы по мотивации детей и родителей к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек; социально адаптирующие и личностно-развивающие — обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья (социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики); лечебно-оздоровительные — восстановление физического здоровья детей (лечебная физкультура).
Для того, чтобы решить вопрос о наиболее эффективном использовании одной или нескольких технологий, необходимо учитывать состояние здоровья детей и динамику его изменения. В России ежегодно проводятся профилактические осмотры, которые позволяют из общего количества детей выделить тех, которые не имеют нарушений, имеют функциональные отклонения или хроническое заболевание (в том числе и нарушения слуха), обеспечить в образовательных учреждениях детям и подросткам с III — V группами здоровья систематическое наблюдение, адекватное обследование и лечение (коррекцию), чтобы предотвратить прогрессирование процесса; оценить эффективность профилактической и лечебно-оздоровительной работы, проводимой в условиях детского сада или школы. Образовательные учреждения посещают воспитанники с разным уровнем и запасом здоровья. Согласно приказа Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» дети в возрасте от 3 до 17 лет могут быть отнесены к следующим группам здоровья:
I группа — дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
II группа — дети без хронических заболеваний с некоторыми функциональными и морфофункциональными нарушениями, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные болезни; с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом или избыточной массой тела, часто и/или длительно болеющие ОРЗ; с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
III группа — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
IV группа — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
V группа — дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях: наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, уровень достигнутого развития и степень его гармоничности, степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям.
Дети с нарушениями слуха относятся к III — V группам здоровья. В этой связи важно знать факторы, которые могут привести к декомпенсации заболевания, прогрессированию тугоухости и ухудшению здоровья.
Здоровье человека является результатом сложного взаимодействия и воздействия на организм комплекса факторов [3; 7]. Существует множество классификаций факторов риска развития нарушений здоровья. В зависимости от признака, который положен в их основу Ю. П. Лисицин (2003)всоциально-гигиенических исследованиях выделяет три группы факторов: управляемые и неуправляемые; индивидуальные (возраст, пол, образование) и коллективные (природно-климатические условия, внешняя среда); природные, социально- экономические, биологические и психологические. Представляет интерес классификация факторов риска М. Я. Студеникина, согласно которой выделяют десять групп: учтенные и неучтенные; зависящие от индивидуума или от медицинской службы; управляемые и неуправляемые; действующие ранее или сегодня; постоянные и непостоянные; ведущие и второстепенные; внутренние и внешнесредовые; для класса болезней или отдельных нозологических единиц; популяционные, организменные, клеточно-молекулярные, развития болезни, неблагоприятного течения, рецидивирования.
Детское население подвергается воздействию многообразных факторов среды обитания. По данным Е. Н. Кутепова, Г. И. Сидоренко (1999), Г. Г. Онищенко, А. А. Баранова, В. Р. Кучма (2004), экологические факторы риска определяют заболеваемость детского населения России на 10–56,9 %; социальные — на 24,8–39,5 %, в том числе образа жизни — на 2,8–10,8 %, биологические — на 17,4–35,4 %. По мнению Б. З. Воронова с соавт. (1999), у дошкольников наиболее велик вклад социальных факторов (43,3 %), а медико-биологические факторы по значимости занимают второе место (24,7 %). Как отмечено В. В. Беляковым и соавт. (2002), у детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) происходит уменьшение суммарного вклада медико-биологических факторов (до 46,3 %) и увеличение до 44,4 % информационного веса условий воспитания и режима дошкольного образовательного учреждения [4; 5; 6].
В Законе РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся. Без знания факторов риска нарушений здоровья невозможно здоровьесбережение — сохранение, укрепление здоровья учащихся. Выделение факторов риска, анализ их влияния и использование этих знаний в педагогической работе позволит учителям повысить эффективность здоровьесберегающих технологий. Раннее выявление факторов риска развития нарушений здоровья и «создание условий» для их нивелирования особенно актуальны, когда рассматривается вопрос в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, так как для реализации образовательных технологий и воспитательных воздействий необходимы особые способы и методы. Задачу сохранения здоровьесбережения невозможно решить только в семье, одному врачу или педагогу. Но от совместных усилий выиграют дети — наше будущее.
Литература:
1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. — М.: Владос, 2004. — 364с.
2. Ковшова О. С. Социально-психологическая реабилитация детей с тяжелыми соматическими заболеваниями и проблемами в развитии /Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14–15 апреля 2011г. — Самара: СФСПбГУП, «Инсома-Пресс», 2011. — С. 38–47.
3. Кучма В. Р. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях.-М., 2002.-364с.
4. Ляпин В. А. Современные тенденции формирования здоровья детского населения промышленного города //Здоровье населения и среда обитания.- 2005.-№ 1.-С.11–15.
5. Макогонова З. Д. Гигиеническая характеристика и оценка химического фактора в промышленно-развитом городе (на примере г. Новочеркасска): Дис.... канд. мед. наук.-Ростов-на-Дону, 2000.-219с.
6. Петерсон В. Д., Петракова В. В., Рябиченко Т. Н. Особенности состояния здоровья детей на современном этапе и роль санаторно-курортного лечения в их реабилитации //Актуальные вопросы организации санаторно-курортной помощи детям и подросткам.- М., 2001.-С.34–35.
7. Целыковская Н. Ю. Оценка влияния комплекса социальных, гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья дошкольников г.Москвы: Автореф. дис.... канд. мед.наук.-М., 2000.-24с.
8. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога. — Ростов н/ Д.: Феникс, 2007. — 314с.