Применение здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ компенсирующей направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Леонидова, Н. В. Применение здоровьесберегающих технологий в группе ДОУ компенсирующей направленности / Н. В. Леонидова, М. С. Шатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118781/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ. Исследования показывают, что использование таких технологий способствует улучшению здоровья детей, повышению их адаптивных возможностей и общему развитию. В статье представлены результаты работы, проведенные в группе компенсирующей направленности, а также описаны основные принципы и методы применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.

Ключевые слова : инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, группа компенсирующей направленности, нейрогимнастика, дети с ОВЗ

В связи с тем, что в современном мире обострились экологические и социальные проблемы, люди вынуждены больше заботиться о своем здоровье и безопасной жизнедеятельности. Экологические проблемы всегда ведут за собой проблемы здравоохранения. Загрязнение воды, почвы и воздуха вредит не только нашей планете, но и здоровью человечества. Именно поэтому, вопросы о здоровом образе жизни в образовательных учреждениях всегда являются актуальными и требуют постоянного контроля.

В наше время технологии становятся все более важным инструментом в различных сферах образования. Особенно это актуально для детских учреждений, где забота о здоровье и безопасности детей играет ключевую роль. Применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности детского сада может значительно повысить эффективность обучения и благополучие детей. Внедрение таких технологий в дошкольное образование, это ключевой момент в формировании здоровой нации. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивный рост и развитие ребенка. Дошкольное образовательное учреждение является плацдармом для развития элементарных навыков и полезных привычек, которые уже намного сложнее привить в школе. Для того, чтобы прививать детям здоровый образ жизни и формировать у них целенаправленное ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать условия, позволяющие эффективно решать поставленную задачу. Современные условия образования заставляют педагогов искать новые, более эффективные и продуманные методы влияния на культуру здоровья всех участников образовательного процесса. Решение данных задач существенно усложняется в группах компенсирующей направленности, так как в данных группах обучаются дети с различными нарушениями как физического, так и нервно- психического развития. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы, а она возможна с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, целью которых является коррекционно-развивающая работа над здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии в коррекционных группах дошкольного учреждения направлены на:

— развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;

— решение проблем с двигательной координацией, пространственными представлениями, чувствительностью своего тела;

— формирование позитивной самооценки;

Оптимизация здоровьесберегающих процессов в детском саду является ключевым элементом успешного применения здоровьесберегающих технологий. Для достижения этой цели необходимо создать специализированную программу, включающую в себя рациональное питание, физическую активность и гигиенические процедуры. Важно также обеспечить адекватное освещение и проветривание помещений, а также поддерживать чистоту и порядок. Постоянный мониторинг состояния здоровья детей поможет своевременно выявлять любые отклонения и принимать необходимые меры для их устранения.

Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые используются в нашем ДОУ в старшей группе компенсирующей направленности № 5:

  1. Интерактивные игры и упражнения, направленные на развитие речевых навыков, координации движений и внимания. Такие игры сделают процесс обучения более увлекательным и эффективным. К таким играм относятся: «Кулинарный детектив»: Развивающая игра, в которой дети изучают основы здорового питания, готовят вместе с родителями или педагогами полезные блюда и распознают «шпионов» — нездоровые продукты. «Остров здоровья»: игра, где дети изучают правила гигиены, здорового питания и физической активности, проходят уровни, выполняя задания по поддержанию здоровья, Здоровое кафе»: Дети выступают в роли поваров и готовят здоровые блюда, следя за балансом питательных веществ. Цель — привлечь клиентов к кафе и обучить их здоровому питанию.
  2. Применение аудио- и видеоматериалов для тренировки слухового восприятия, дикции и речевого аппарата. Это поможет детям совершенствовать свои навыки и улучшать произношение. В данный комплекс входят артикуляционные зарядки, дыхательные гимнастики, повторение сложных слов и др.
  3. Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Это может быть массаж кистей рук с помощью шариков Су-Джок, кинезиологические упражнения, пальчиковые гимнастики, самомассаж.
  4. Психогимнастики и релаксационные паузы. К ним относятся игры на выражение эмоций, упражнения по релаксации и снятию эмоционального напряжения.

Также здоровьесберегающие технологии, применяемые нами в детском саду, включают обязательно физическую активность, правильное питание, психологическую поддержку и медицинское наблюдение за детьми. Компенсирующая направленность в группе детского сада играет важную роль в обеспечении здоровья детей. Здесь создаются условия для комплексного развития всех аспектов здоровья — физического, психологического и социального. Применение здоровьесберегающих технологий в рамках компенсирующей направленности помогает формировать правильные привычки у детей, включая здоровое питание, регулярные физические упражнения и гигиенические навыки. Это способствует укреплению иммунитета, профилактике заболеваний и формированию осознанного отношения к собственному здоровью. В результате дети получают не только качественное образование, но и основы для полноценной жизни без серьезных проблем со здоровьем.

Результаты и перспективы использования здоровьесберегающих технологий в детских садах представляют значительный интерес для педагогов, родителей и специалистов здравоохранения. Статистика показывает, что внедрение таких технологий приводит к снижению заболеваемости среди детей, улучшению физического и эмоционального состояния, а также повышению общего благополучия в группе. Дальнейшие перспективы развития данной области включают расширение спектра используемых технологий, создание специализированных программ обучения для педагогов и постоянное мониторинг состояния здоровья детей. Важно продолжать исследования и работу над улучшением условий пребывания детей в детских садах с целью поддержания высокого уровня здоровья и благополучия каждого ребенка.

Литература:

  1. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание № 12, 2021
  2. Жигалева, А. Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ 2017. — № 8. — С.13–20.
  3. Карасева, Н.С., Хохлова Г. Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н. С. Карасева, Г. Т. Хохлова // Дошкольник. РФ — 2020. — № 5 (126). — С.49
  4. Кудинова М. А. Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): компенсирующая направленность, детский сад, здоровое питание, ребенок, группа, здоровый образ жизни, физическая активность, дошкольное учреждение, игра, мониторинг состояния здоровья детей.


Похожие статьи

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Похожие статьи

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Квест-технология как инновационная форма взаимодействия между субъектами образовательного процесса в ДОУ

В статье рассказывается о нетрадиционной форме работы педагогов группы компенсирующей направленности с дошкольниками, имеющие речевые нарушения с использованием квест-игры. Подробно описано влияние данного метода на всестороннее развитие ребёнка.

Организация познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО

В статье раскрыты рекомендации по организации познавательного развития детей в цифровой образовательной среде в ДОО. Основа содержания материала статьи: основные трактовки понятий «познавательное развитие» (по историческому принципу) и «цифровая сред...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе инструктора по физкультуре ДОО с детьми ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ДО

В данной статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ. В статье решаются проблемы обеспечения сохранения здоровья детей с ОВЗ посредством применения здоровьесберегающих технологий. В статье раскрывается роль педагога физического воспитания в правильной...

Задать вопрос