В данной статье рассматривается применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в ДОУ. Исследования показывают, что использование таких технологий способствует улучшению здоровья детей, повышению их адаптивных возможностей и общему развитию. В статье представлены результаты работы, проведенные в группе компенсирующей направленности, а также описаны основные принципы и методы применения здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.
Ключевые слова : инновационные технологии, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, группа компенсирующей направленности, нейрогимнастика, дети с ОВЗ
В связи с тем, что в современном мире обострились экологические и социальные проблемы, люди вынуждены больше заботиться о своем здоровье и безопасной жизнедеятельности. Экологические проблемы всегда ведут за собой проблемы здравоохранения. Загрязнение воды, почвы и воздуха вредит не только нашей планете, но и здоровью человечества. Именно поэтому, вопросы о здоровом образе жизни в образовательных учреждениях всегда являются актуальными и требуют постоянного контроля.
В наше время технологии становятся все более важным инструментом в различных сферах образования. Особенно это актуально для детских учреждений, где забота о здоровье и безопасности детей играет ключевую роль. Применение здоровьесберегающих технологий в группе компенсирующей направленности детского сада может значительно повысить эффективность обучения и благополучие детей. Внедрение таких технологий в дошкольное образование, это ключевой момент в формировании здоровой нации. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивный рост и развитие ребенка. Дошкольное образовательное учреждение является плацдармом для развития элементарных навыков и полезных привычек, которые уже намного сложнее привить в школе. Для того, чтобы прививать детям здоровый образ жизни и формировать у них целенаправленное ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать условия, позволяющие эффективно решать поставленную задачу. Современные условия образования заставляют педагогов искать новые, более эффективные и продуманные методы влияния на культуру здоровья всех участников образовательного процесса. Решение данных задач существенно усложняется в группах компенсирующей направленности, так как в данных группах обучаются дети с различными нарушениями как физического, так и нервно- психического развития. Соответственно, возникает необходимость проведения комплексной оздоровительной работы, а она возможна с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, целью которых является коррекционно-развивающая работа над здоровьем детей. Здоровьесберегающие технологии в коррекционных группах дошкольного учреждения направлены на:
— развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;
— решение проблем с двигательной координацией, пространственными представлениями, чувствительностью своего тела;
— формирование позитивной самооценки;
Оптимизация здоровьесберегающих процессов в детском саду является ключевым элементом успешного применения здоровьесберегающих технологий. Для достижения этой цели необходимо создать специализированную программу, включающую в себя рациональное питание, физическую активность и гигиенические процедуры. Важно также обеспечить адекватное освещение и проветривание помещений, а также поддерживать чистоту и порядок. Постоянный мониторинг состояния здоровья детей поможет своевременно выявлять любые отклонения и принимать необходимые меры для их устранения.
Рассмотрим здоровьесберегающие технологии, которые используются в нашем ДОУ в старшей группе компенсирующей направленности № 5:
- Интерактивные игры и упражнения, направленные на развитие речевых навыков, координации движений и внимания. Такие игры сделают процесс обучения более увлекательным и эффективным. К таким играм относятся: «Кулинарный детектив»: Развивающая игра, в которой дети изучают основы здорового питания, готовят вместе с родителями или педагогами полезные блюда и распознают «шпионов» — нездоровые продукты. «Остров здоровья»: игра, где дети изучают правила гигиены, здорового питания и физической активности, проходят уровни, выполняя задания по поддержанию здоровья, Здоровое кафе»: Дети выступают в роли поваров и готовят здоровые блюда, следя за балансом питательных веществ. Цель — привлечь клиентов к кафе и обучить их здоровому питанию.
- Применение аудио- и видеоматериалов для тренировки слухового восприятия, дикции и речевого аппарата. Это поможет детям совершенствовать свои навыки и улучшать произношение. В данный комплекс входят артикуляционные зарядки, дыхательные гимнастики, повторение сложных слов и др.
- Упражнения на развитие крупной и мелкой моторики. Это может быть массаж кистей рук с помощью шариков Су-Джок, кинезиологические упражнения, пальчиковые гимнастики, самомассаж.
- Психогимнастики и релаксационные паузы. К ним относятся игры на выражение эмоций, упражнения по релаксации и снятию эмоционального напряжения.
Также здоровьесберегающие технологии, применяемые нами в детском саду, включают обязательно физическую активность, правильное питание, психологическую поддержку и медицинское наблюдение за детьми. Компенсирующая направленность в группе детского сада играет важную роль в обеспечении здоровья детей. Здесь создаются условия для комплексного развития всех аспектов здоровья — физического, психологического и социального. Применение здоровьесберегающих технологий в рамках компенсирующей направленности помогает формировать правильные привычки у детей, включая здоровое питание, регулярные физические упражнения и гигиенические навыки. Это способствует укреплению иммунитета, профилактике заболеваний и формированию осознанного отношения к собственному здоровью. В результате дети получают не только качественное образование, но и основы для полноценной жизни без серьезных проблем со здоровьем.
Результаты и перспективы использования здоровьесберегающих технологий в детских садах представляют значительный интерес для педагогов, родителей и специалистов здравоохранения. Статистика показывает, что внедрение таких технологий приводит к снижению заболеваемости среди детей, улучшению физического и эмоционального состояния, а также повышению общего благополучия в группе. Дальнейшие перспективы развития данной области включают расширение спектра используемых технологий, создание специализированных программ обучения для педагогов и постоянное мониторинг состояния здоровья детей. Важно продолжать исследования и работу над улучшением условий пребывания детей в детских садах с целью поддержания высокого уровня здоровья и благополучия каждого ребенка.
Литература:
- Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми. // Дошкольное воспитание № 12, 2021
- Жигалева, А. Н. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / А. Н. Жигалева // Воспитатель ДОУ 2017. — № 8. — С.13–20.
- Карасева, Н.С., Хохлова Г. Т. Формирование основ здоровьесбережения и собственной безопасности у дошкольников / Н. С. Карасева, Г. Т. Хохлова // Дошкольник. РФ — 2020. — № 5 (126). — С.49
- Кудинова М. А. Здоровье сберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. — ж. Логопед, № 2, 2010.