Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании
Автор: Какулин Андрей Николаевич
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 1018 раз
Библиографическое описание:
Какулин, А. Н. Здоровьесберегающие технологии в профессиональном образовании / А. Н. Какулин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7216/ (дата обращения: 16.12.2024).
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и психического здоровья обучающихся и педагога, обеспечению их эмоционального благополучия.
Цель автора заключается в том, чтобы разработать и апробировать систему здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию у обучающихся культуры здоровья, направленных на развитие у обучающегося компетенций, необходимых ему в дальнейшей самореализации в профессии и защищающих педагога от деформации личности, вызванной нервно-психическим напряжением.
Новизна данного опыта заключается в комплексном подходе к оздоровлению в лицее. Главным условием его реализации является правильная организация учебной деятельности, то есть построении учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Сюда входят: строгое соблюдение режима занятий, правильная организация урока, обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям, постепенный переход от объяснительно-иллюстративных методик к проблемным, развивающим, деятельностным, разумное применение ИКТ на уроках.
Достижение сформулированных задач обеспечивается, на наш взгляд, внедрением комплексного подхода к оздоровлению обучающихся. Автором предлагается следующие основные направления организации оздоровительной работы. 1. Здоровъесберегающий подход к уроку. Основной формой организации учебного процесса является урок. Именно от урока зависит, будет ли обучение здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Что значит здоровьеразвивающий подход к уроку? В чем его суть? Автор исходит из методологических предпосылок, изложенных в книге «Культура современного урока» под редакцией доктора педагогических наук, профессора Щурковой Н. Е.:
1. Современный урок в школе есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в современной деятельности детей и учителя.
2. Современный урок в школе есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Ребенок как человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Эти три положения определяют здоровьесберегающие требования к уроку. Таким образом, сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий обучающему и преподавателю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и преподавателю здоровья. А для этого обучающиеся не менее 20 % времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности. Это достигается путем использования:
Упражнений, несущих в себе здоровьесберегающую направленность: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока. Автор использует дидактический материал на уроках, который помимо тренировки зрения способствуют развитию ряда психических функций: зрительной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного и логического мышления. Следующий опыт расширения зрительно-двигательной активности — проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве кабинета ориентиров. Физкультурные минутки выполняем после напряженного зрительного труда на близких расстояниях.
Автор использует элементы методики врача-офтальмолога В. Ф. Базарного. По рекомендации В. Ф. Базарного схемы-тренажеры для глаз должны размещаться на потолке. Но автор ограничился расположением их на обычном листе ватмана над доской. Это разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами Во время выполнения упражнений можно использовать музыкальное сопровождение (пение под гитару вместе с преподавателем). Ребятам нравятся разнообразные игры для снятия напряжения мышц глаз. Обучающиеся вынуждены не только ограничивать свою двигательную активность, но и длительное время поддерживать однообразную статическую позу — сидя за партой. Возникает неразрешимое противоречие: овладение основами наук в соответствии с программой требует от обучающегося повышенной умственной активности, мобилизации интеллектуальных усилий, напряжения внимания, памяти и т. д., но в то же время даже кратковременное пребывание без движений в статическом положении ведет, согласно наблюдениям гигиенистов, к нарушениям подвижности основных нервных процессов, снижению умственной и мышечной работоспособности. Поэтому после длительного сохранения статической позы, у нас в кабинете проводятся физические минутки, для снятия с мышц туловища утомления, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать обучающихся на уроке. В начале каждого урока использую упражнения, направленные на активизацию всех систем организма. Известно, что одним из важнейших условий комфортного существования человека в социуме является его способность к общению. Здоровьесберегающий урок учит ребят общаться. Автор начинает каждый урок с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок. Кроме того оно может органично переходить в тему урока. Общению детей на уроке способствует коллективная работа (в парах, в четверках, в восьмерках, в малых группах и всем классом) в технологии согласования (или, по другому, в технологии развивающейся кооперации), когда обучающиеся договариваются о том, каким образом можно создать коллективный продукт, объединив результаты индивидуальной деятельности.
В результате происходит взаимообмен знаниями, опытом, самостоятельное творение различных способов деятельности. Здесь особенно важны два правила, устанавливающие такие нормы поведения, общения и взаимоотношений, следуя которым обучающиеся постепенно учатся принимать мнение других, отличные от их собственных, и выстраивать комфортные взаимоотношения, оставаясь при этом на различных, порой даже противоположных позициях.
Учащиеся заранее разбиваются на группы. В каждой группе выбирается консультант (сильный ученик или слабый ученик) в зависимости от урока. Получив задание, обучающиеся объединяются в группы (стол) и работают 2–3 минуты. Одним из признаков здоровьесберегающего урока является использование на уроке продуктивных видов деятельности на основе дидактического материала, имеющего здоровьесберегающую направленность. Такая работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, требует от них напряженной умственной работы, расширяет словарный запас детей, учит их формулировать собственные мысли о здоровье. Здоровьесберегающих урок должен: воспитывать, стимулировать у ребят желание жить, быть здоровым, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь — это прекрасно, вызвать у них позитивную самооценку. Для этого педагог должен избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребят уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Педагогу необходимо обнаружить у обучающегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» — это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.
Очень желательно, чтобы ребята постоянно слышали спокойный, ласковый тон педагога, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах преподавателей. Важно, чтобы они ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого обучающегося, далее если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.
Здоровьесберегающий подход к уроку проявляется в том, что педагогу в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит ребятам и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с ребятами на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то педагог тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то принимает в ней полноценное участие наряду с обучающимися и т. д.
Особо специфической чертой здоровьесберегающего подхода к уроку является его рефлексивность. Можно использовать самые разнообразные формы и средства рефлексии: устное слово, движение, позу, цвет, линию, музыку, письменное слово и многое-многое другое. Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит педагогу обратную связь с обучающимися. Это поможет построить следующее занятие, анализируя успехи и неудачи обучающихся на предыдущем. Таким образом, каждый здоровьесберегающий урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя. Виды оздоровительных мероприятий:
1. Гимнастика до учебных занятий. Задачи гимнастики до учебных занятий- содействие организованному началу учебного дня, повышению работоспособности учащихся.
Гимнастика до учебных занятий может быть дополнена оздоровительными процедурами. Автор в своем кабинете вводную гимнастику проводит в сочетании с точечным массажем по А. А. Уманской. Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток
2. Дни здоровья и спорта. 3. Профилактические мероприятия. Помогают сохранить и укрепить здоровье обучающихся совместные профилактические мероприятия с медицинским персоналом лицея. В своем кабинете автор работает по такой схеме: витаминизация («Олиговит», «Алфавит») 2 раза в год; фитотерапия, с целью дезинфекции помещения, очистки воздуха в кабинете используют сосновые веточки, травяные подушки. Таким образом, шесть месяцев в году обучающиеся охвачены профилактической работой.
Одним из показателей эффективности работы в данном направлении могут служить результаты: снизился процент часто болеющих обучающихся, увеличился процент детей, занимающих спортивных секциях Данный опыт может быть использован как педагогами спецдисциплин, мастерами производственного обучения, так и преподавателями общеобразовательных дисциплин. Внимание к проблеме сохранения и укрепления здоровья, обучающихся и педагогов будет повышаться, и, следовательно, будет возрастать и актуальность данного опыта.
Литература:
1. Щуркова Н. Е. Культура современного урока.M.: Педагогическое общество России. 2009 г.
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2010.