Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Авторы: Медведева Ирина Константиновна, Куланина Елена Сергеевна, Прохорова Марина Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 29.03.2016
Статья просмотрена: 3773 раза
Библиографическое описание:
Медведева, И. К. Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста / И. К. Медведева, Е. С. Куланина, М. М. Прохорова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10044/ (дата обращения: 16.12.2024).
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка.
У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение.
В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.
По мнению Л. С. Выготского, игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающий запросам и влечением самого ребенка.
Л. С. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ принадлежащий ему самому.
Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию.
Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д. дети выполняют роль «знатоков».
Известный педагог Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требуют сосредоточенности, внимания, умению выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок и др. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.
Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать сравнивать, классифицировать предметы.
Существует ряд классификаций дидактических игр. В своей работе использую такие дидактические игры:
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок. Игры — типа «Угадай, что изменилось». Проводят во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. С помощью этих игр можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.
Игры — типа «Чудесный мешочек» используется во всех возрастных группах. В младшей группе дети достают из мешочка и называю его. В средней группе дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать рассказ.
Игры с куклой. Основная цель этих игр — закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать» Такие игры, особенно в младших возрастных группах рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть ее сюжет. Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Дидактические игры на различение каких — ни будь деталей, на различение или сравнение каких — либо признаков, свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого такой предмет». Цель таких игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть, определять их назначение.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живёт» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Дети младшего дошкольного возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими и воспитателем, например, в играх «Что в мешочке», «Спрячь шарик в ладошках», «Что изменилось» и др.
Дидактические игры помогают детям лучше узнать животных: как они кричат, где живут, чем питаются. В игре «Домашние животные» дети складывают из кубиков картинку, изображающую домашнее животное, называют его. Игра заставляет детей думать, быть внимательными, вспомнить название животного, которое получилось из сложенных кубиков.
В игре «Малыши» дети составляют из кубиков детеныша какого-либо животного (поросенка, жеребенка, котенка) и называют его. С целью усложнения дидактической задачи в игре «Малыши» играющим раздаются по две карточки, например с петухом и кошкой. Чтобы подобрать парную, ребенок одну карточку отдает своему соседу справа, а другую получает от соседа слева до тех пор, пока у него в руках не окажутся парные картинки (два петуха).
В игре «Ку-ка-ре-ку» играющим раздаются карты, на которых нарисовано несколько животных. Ведущий, показывая карточку с изображением животного, например коровы, спрашивает, как мычит корова или как лает собака. Тот, у кого на карте имеется изображение данного животного или птицы, подражает их голосу и получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карту.
С детьми младшей группы может быть проведена дидактическая игра «Узнай на вкус». На столе раскладываются разделенные на дольки апельсины, лимоны, мандарины, яблоки. К столу вызывается ребенок. По просьбе воспитателя он закрывает глаза, а в это время воспитатель кладет ему в рот ломтик фрукта (соблюдая все гигиенические требования). Ребенок должен на вкус определить и назвать этот фрукт. Для того чтобы игра проходила интересно, можно сразу вызвать к столу 3–4 детей. Остальные дети группы внимательно наблюдают, правильно ли играющий определит этот фрукт на вкус. Так же можно провести игру «Узнай на вкус» с вареными овощами и с теми, которые можно есть сырыми.
Таким образом, ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный. Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость. В играх ребенок вынужден проявить умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение поставить цель и добиться ее решения.
Игра помогает развивать умение самостоятельно организовываться, принимать правила игры. Систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. А.К Бондаренко. — М.: Просвещение,1991.
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 2006. — № 6.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Игра дошкольника./ Под ред. C. A. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.
- Руководство игр детей в дошкольном учреждении» Составители: Е. Н. Тверитина, А. С. Баразкова /под редакцией М. А. Васильевой. — М.: Просвещение, 1986. — 235 с.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. А. И. Сорокина. — М.: Просвещение, 1992.