Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (303) март 2020 г.

Дата публикации: 24.03.2020

Статья просмотрена: 2757 раз

Библиографическое описание:

Ельмеева, С. М. Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы) / С. М. Ельмеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 210-212. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68338/ (дата обращения: 16.12.2024).



Игра — как призма, через которую ребенок воспринимает окружающий мир и отражает этот мир в своей деятельности. Взрослый человек воспринимает игру как увлекательное времяпрепровождение, но и в этом возрасте игра может стать неоценимым помощником. Но если для взрослого человека игра является дополнением к деятельности, то для ребенка игра явлется основным видом деятельности, в котором происходит обучение и процесс социальной адаптации малыша.

Обучение через игру противопоставляется учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребёнку» -вторит ему писатель Джанни Родари. В детском саду всегда присутствуют ролевые уголки как в группах, так и на садовых участках, так как с игрой ребенка надо знакомить. Это и правила-условия игры, и роли, и набор манипуляций, и подручные «условные» инструменты, и даже слова, которые используются в игре. В будущем, в процессе социализации, ребенок легче воспринимает правила и условия выполнения тех или иных операций, так как он воспринимает их как правила очередной игры. Набор правил и условий игры ребенок визуализирует, он, даже не участвуя в игре, может опосредованно знакомиться с правилами поведения в игре.

В младшей группе детского сада все дидактические игры рассматриваются как обучения детей сюжетно-ролевым играм. Чтение сказок превращается в маленький театр, где воспитатель может использовать маленький, но уже опыт детей, тем самым активно могут активно включать их в познавательный процесс. Например, в сказке «Лиса и петух» воспитатель может попросить детей покукарекать, как петушок, тихонечко пройти, как лисичка. Подобный вид игры, способствующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, игры, отражающие явления природы и т. д.

С каждым годом игра усложняется, увеличивается объем знаний и навыков, манипуляций с подручным материалом. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить задания в виде загадок, предложений, вопросов, которые не только расширяют и углубляют знания об окружающем мире, но и развивают познавательную активность, любознательность, формируя учебную мотивацию. В эти виды игр дети, усвоив правила и условия, могут играть самостоятельно как на занятиях, так и вне занятий.

Наличие в группе в открытом доступе элементов дидактических игр дают возможность использовать их в различных формах познавательной деятельности. Содержание дидактических игр не только расширяет образовательный кругозор детей, но и формирует у них правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира, общественной жизни, людях разных профессий и национальностей, представлений о трудовой деятельности систематизируя и углубляя знания, приучая детей мыслить самостоятельно, использовать самостоятельные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

− активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

− развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;

− учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

− закрепляет знания, умения.

Структура дидактической игры состоит из следующих компонентов: в дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел — задача — зачастую выражен уже в самом названии дидактической игры. Дидактическая задача осуществляется через игровую задачу. Основные задачи дидактических игр: сравнение предметов, отгадывание загадок, определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, их классификация, быстрое припоминание, точное определение, умение высказывать свои суждения, делать умозаключения

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку сильнее развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом, развивается эмпатия, способность сочуствовать, сопереживать, через «проживание» в той или иной роли. С другой стороны, дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, формированию причинно-следственных связей, а это все, в конечном итоге работает на развитие логического мышления.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

— Игры-путешествия подразумевают собственно путешествие куда-то, с какой либо целью. Цель игры-путешествия — придать познавательному содержанию необычность, задействуя воображение детей.

Современные возможности ДОУ позволяют совершить виртуальные путешествия с использованием медиаресурсов по различным музеям, картинным галереям, по странам. Так, например, знакомя детей со сказкой о ложке, можно совершить увлекательное историческое путешествие-проект, где дети познакомятся, с кухней народов мира, узнают, какие столовые приборы в разных странах, познакомятся с историей ложки, , разукрасят ложку, придумают свой орнамент-одежку для ложки, могут организовать карту путешествия ложки по странам и континентам. Так ребенок исподволь знакомится с историей, географией, культурой разных народов. Они могут составить мини-музей ложки с различной тематикой. (Ложка-путешественница(кто, где, чем ест), формы ложки(от большой до маленькой), (ложка-семейная реликвия) и т. д. )

—Игры-поручения — словесные поручения.

— Игры-предположения. Перед детьми ставится задача предположить что-либо. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей.

— Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Такая игра развивает логическое мышление. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

— Игры-беседы. В основе их лежит общение, от имени самого воспитателя или от имени игрового персонажа. В данном варианте игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения. Дидактические игры — это игры обучающие. Их основное назначение — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений и навыков, развитию умственных способностей.

Велика роль дидактических игр во всестороннем воспитании и обучении детей. Дидактические игры, используемые в дошкольном учреждении требуют сложной умственной деятельности, поэтому и способствуют решению задач умственного воспитания. Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил А. Н. Леонтьев, «овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться подчинять его определенной задаче». Они способствуют формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. [1].

Дидактические игры в ДОУ способствуют активизации познавательных способности детей. Они основаны на какой-либо интеллектуальной задаче, при решении которой и заключается познавательный и развивающий смысл игры.

Дидактические игры — это группа игр с правилами, которые дают возможность систематически упражняться в определенных навыках, что очень важно для физического и умственного развития, для воспитания характера и воли. Без них в ДОУ трудно было бы проводить воспитательную работу.

Родителей необходимо активно привлекать к участию в дидактической игре. Семья может активно использовать формы дидактической игры в общении с ребенком. Но этой форме деятельности порой родители, к сожалению, не всегда уделяют должное внимание, а жаль. Именно в дидактических играх развиваются органы чувств ребенка. Конечно, содержание и правила дидактических игр составляются с дидактической или учебно-воспитательной целью. Но дидактическая игра, хотя и является эффективным методом закрепления знаний, не должна превращаться в занятие. Это означает, что в ней должен присутствовать игровой момент. Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие.

В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Например, во время прогулки можно предложить детям рассмотреть муравьишку и выяснить, для чего у него столько лапок, как он передвигается, затем предложить самим подвигаться как муравей- это увлекательная и веселая игра. Затем, уже в группе можно познакомить детей со сказкой о муравьишке, побеседовать о пользе муравьев и других насекомых. Или наблюдение за осенними листочками позволяет не только обратить внимание детей на цветовую гамму, но и во время игры с ними дети получают знания о размерах листов у различных растениях, об их «способностях» к планированию при знакомстве с ветерком. Детки с удовольствием будут не только рассматривать листочки, но и танцевать, повторяя планирование листьев, а затем будут обращать внимание на цвет и форму листа. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью. Игра мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение образовательной задачи.

Литература:

  1. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М. , «Просвещение», 1982 С. 50–51
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, старший дошкольный возраст, дидактическая задача, задача, окружающий мир, правило, взрослый человек, детский сад.


Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Похожие статьи

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы)

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Значение эмоционального мироощущения ребёнка (из опыта работы)

Формирование коммуникативной культуры школьников на уроках обществознания посредством технологии обучения в группе (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной активности школьников (из опыта работы)

Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Формирование культурных ценностей детей через проектную деятельность (из опыта работы автора)

Задать вопрос