Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 1433 раза

Библиографическое описание:

Плужникова, Ю. И. Дидактический синквейн как средство коррекционного обучения дошкольников с общим недоразвитием речи / Ю. И. Плужникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32464/ (дата обращения: 21.11.2024).



В настоящее время контингент детей, имеющих речевые нарушения, неумолимо растет. При этом малыши имеют нормальный слух и сохранный интеллект. Нарушения речи могут наблюдаться и в звукопроизношение, и в грамматическом строе речи, и в связной речи, и в нарушении темпо-ритмической стороны речи.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения значительно ухудшается.

Для детей данной категории характерна ограниченность словарного запаса, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии.

Грамматический строй речи развивается с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, правила изменения слов многообразны. Нарушения формирования грамматических операций приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи.

Фонетическая и фонематическая стороны речи у детей с общим недоразвитием речи характеризуются наличием множества искажений, замен, смешений. И как следствие этого — речь смазанная, малопонятная для окружающих.

Связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, постоянно повторяющиеся слова делают речь детей бедной и невыразительной. При пересказе текстов нарушается логическая последовательность, пропускаются отдельные части, «теряются» действующие лица. Составление рассказов — описаний дается с большим трудом. Творческое рассказывание практически недоступно для детей данной категории.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три описаны Р. Е. Левиной: первый уровень — отсутствие общеупотребительной речи; второй уровень — начатки общеупотребительной речи; третий уровень — развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Четвертый уровень — незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т. Б. Филичевой) [1].

Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда. Использование синквейна на занятиях открывает новые возможности, способствуя обогащению словаря, уточняя содержание понятий.

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Но синквейн чаще всего пишется не из любых 5 строк, а по определенным и довольно сложным правилам. Синквейн — это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или синквейн является краткой, но разносторонней и емкой характеристикой какого-то предмета или явления [2].

Возник синквейн в Америке в начале 20-го века и сформировался под влиянием популярной в то время японской поэзии. Впервые эта форма была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновившейся японскими слоговыми миниатюрами танка и хайку. Впоследствии по всему миру, в том числе и в России, его стали использовать и в дидактических целях в качестве довольно результативного метода развития образной речи.

Синквейн является свободным творчеством, для его написания от автора требуется найти наиболее значимые элементы в информационном материале, а затем сделать выводы и коротко их выразить. Синквейны практикуют на уроках различных дисциплин в качестве итогового задания по пройденной программе.

Синквейн очень прост в построении, что делает его довольно эффективным методом развития для ребёнка и способствует формированию аналитических способностей. Его составителю приходится применять все свои интеллектуальные, образные и творческие способности.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Рекомендации по созданию стихотворения:

  1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.
  2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.
  3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В первую очередь развития у детей учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

В коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, при помощи дидактического синквейна целесообразно решать следующие задачи:

‒ осуществляется коррекция звукопроизношения;

‒ формируются навыки звукового анализа и синтеза;

‒ развиваются лексико-грамматические категории;

‒ формируется связная речь.

Таким образом, применение дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Использование данной методики в коррекции общего недоразвития речи позволяет развивать экспрессивную речь детей, обогащает их активный словарный запас, составлять описательные рассказы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли.

Литература:

  1. Боровцова Л. А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
  2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед, № 5, 2005.
  3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.,1998.
Основные термины (генерируются автоматически): общее недоразвитие речи, ребенок, связная речь, слово, строка, грамматический строй речи, общеупотребительная речь, уровень.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос