Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (331) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 10.10.2020

Статья просмотрена: 1590 раз

Библиографическое описание:

Мякишева, Л. В. Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи / Л. В. Мякишева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 41 (331). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/331/74102/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению. Каждая из них научно обоснована, имеет собственную структуру и содержание. Однако, общепринятые методики не всегда эффективны при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, что вызывает необходимость разработки новых подходов. По мнению Татьяны Семеновны Резниченко, обучение чтению должно способствовать развитию процессов переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийной организации речи через работу зрительных и зрительно-пространственных функций. Поэтому ею была разработана особенная методика обучения чтению под названием: «Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников», основной целью которой является повышение эффективности коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи посредством введения в содержание логопедической работы обучения чтению. Мысль о том, что обучение чтению стоит применять, как средство коррекции СНР, можно рассмотреть в работах В. К. Орфинской, Л. П. Голубевой и др. Положительный результат использования этого дидактического метода отмечается в исследованиях по сурдопедагогике (Л. А. Гатовчи, К. В. Комарова, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгарда, Л. П. Носкова и др.). Однако для детей с нарушениями речевого развития до настоящего времени подобных методик практически нет. Более того, даже для дошкольников без нарушений развития нет до настоящего времени единой методической позиции в вопросе обучения чтению, что во многом обусловлено разными представлениями о его оптимальных формах и возрасте начала обучения [2]. Т. С. Резниченко предлагает научно обоснованную и всесторонне разработанную систему обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи и заиканием, рассматривая обучение чтению, как эффективный путь вынесения наружу расстроенных звеньев речевой системы и тем самым как средство ее коррекции.

Опираясь на свой практический опыт в работе, могу сказать, что данная методика дает свои плоды как в обучении норматипичных детей, так и в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. С помощью четкой методической структуры, игровых приёмов и заданий, направленных на развитие зрительного гнозиса и формирование новых нейронных связей, процесс запоминания слогов становится более успешным. Обучение чтению по методике Т. С. Резниченко предполагает собой послоговое чтение. То есть ребенку демонстрируют не слияние букв в слоги (М___А), а сразу то, как читается этот слог (МА).

При этом важно соблюдать некоторые правила:

1) Выдерживать определенный порядок введения слогов. Слоги вводятся в соответствии с тем, как онтогенетически появляются согласные звуки в речи ребенка (можно посмотреть «занимательный букварь» Т. С. Резниченко, он построен по тому же принципу).

2) Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с данным слогом.

3) Не переходить к изучению новых слогов до тех пор, пока не закрепились предыдущие.

4) Проводить занятия по обучению в игровой и непринужденной форме, формируя мотивацию к обучению.

5) Если вы взялись обучать ребенка чтению по данной методике, то стоит довести дело до конца. Только после полного освоения букваря Т. С. Резниченко можно смело переходить к чтению слов, словосочетаний и предложений из других букварей.

6) Слова, которые читает ребенок, должны быть понятны ему.

Методика обучения чтению Татьяны Семеновны Резниченко представляет собой два больших блока.

  1. Чтение слов со слогами типа СГ. Включает в себя 10 этапов освоения чтением:

1) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной А (МА, ПА, БА, ДА; КА-ША, МА-ША, КА-НА-ВА и т. т.д).

2) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной У.

3) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ы.

4) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной О.

5) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной И.

6) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Я.

7) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Е.

8) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ю.

9) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ё.

10) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Э.

На мой взгляд, именно первый и второй этапы (чтение слов типа СГ с гласными [А] и [У]) первого блока обучения являются главенствующими в данной методике. Процесс изучения и запоминания слогов проходит через соотнесение зрительного образа слога и его звучания. Здесь важно преподнести ребенку слоги, не акцентируя на этом особого внимания. Для того, чтобы ребенка ближе познакомить с изучаемыми слогами можно добавить работу с альбомом: в альбоме большими буквами пишите слог МА и рядом рисуете картинки машины, малины и т. п. По аналогии поступаем со следующими слогами. Хорошим помощником в этом деле является пособие О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам». Также для успешного запоминания слогов стоит ввести работу с коробочками, соответствующим изучаемым слогам. Ребёнку объясняется, что у каждой коробочки есть своё название («ма», «па», «ба» и т. д.). Далее предлагается распределить карточки из книги О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам» по соответствующим коробочкам (БАнан — в коробочку БА, МАшина — в коробочку МА и т. д.). Как только ребенок научился хорошо узнавать изучаемые слоги и соотносить картинки с коробочками, переходим к чтению первых слов (мама, папа, баба, дама и т. д.). После того как ребенок овладел чтением всех слов с гласной [А], следует перейти к чтению слогов с гласной [У] по тому же принципу. Руководствуясь четкой структурой и правилами, процесс обучения не заставляет ждать результатов. И, как правило, после того, как ребенок научился читать слова с гласными [А] и [У], следующие этапы внутри первого блока проходят гораздо легче и быстрее. Далее переходим к чтению слов с закрытым слогом.

  1. Чтение слов со слогами типа СГС, ССГ, ССГС, СГСС, ГС и т. п.

Во этом блоке стоит обратить внимание на то, что в словах типа СГС, ССГ и т. п. над каждой буквой ставится достаточно заметная точка. Ребенку объясняется, что эти буквы надо читать отрывисто, без призвука. Подробное описание этапов овладения чтением по данной методике можно найти в книге Т. С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался».

Стоит отметить, что у некоторых детей с особенностями развития могут возникнуть сложности в усвоении данной методики в связи с незрелостью коры головного мозга. В таком случае нужно обратить внимание на то, что в большей степени помогает ребенку запомнить слог: многократное повторение, либо дополнительные опоры в виде жестовых символов, объемных фигур и букв, презентаций, либо ничего не помогает. В случае, если ничего не помогает стоит переместить фокус внимания с чтения на другие области развития ребенка.

Таким образом, через развитие зрительного гнозиса и формирование связи лексема-артикулема в методике Т. С. Резниченко, мы способствуем непринужденному запоминанию слогов и слов. Однако, не стоит забывать, что у детей с системным недоразвитием речи отмечается инертность и ригидность нервно-психических процессов, следствием чего являлся низкий уровень когнитивной гибкости. В связи с этим возникает необходимость многократного повторения предложенных заданий, использование нескольких способов и приемов запоминания слогов и слов, тщательный подбор дидактических материалов и введение большего количества заданий на дифференциацию близких по написанию слов и слогов.

Литература:

  1. Бенилова С. Ю., Даниличева Е. В., Резниченко Т. С. и др. Роль клинико-психологических, социальных и педагогических подходов в реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами // Материалы ХIII съезда психиатров России, 10–13 октября 2000 г. / приложение к журн. «Социальная и клиническая психиатрия». — М., 2000. — С.336–337, 0,09.
  2. Резниченко, Т. С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников. Специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Резниченко Татьяна Семеновна; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2007. — 172 c.
  3. Резниченко, Т. С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей / Т. С. Резниченко. —: М.: Гном и Д., 2007. — 59 c.
Основные термины (генерируются автоматически): чтение слогов, ребенок, слово, слог, чтение, гласная, чтение слов, методика, обучение, согласная.


Похожие статьи

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Подвижные игры как средство развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Арттерапия и музыкотерапия в системе психолого-педагогической коррекции дошкольников с аутистическим спектром нарушений

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Самомассаж как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности у детей с общим недоразвитием речи

Активизация речевого общения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Задать вопрос