На сегодняшний день существует множество методик обучения чтению. Каждая из них научно обоснована, имеет собственную структуру и содержание. Однако, общепринятые методики не всегда эффективны при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, что вызывает необходимость разработки новых подходов. По мнению Татьяны Семеновны Резниченко, обучение чтению должно способствовать развитию процессов переработки слуховой и кинестетической информации, а также серийной организации речи через работу зрительных и зрительно-пространственных функций. Поэтому ею была разработана особенная методика обучения чтению под названием: «Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников», основной целью которой является повышение эффективности коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи посредством введения в содержание логопедической работы обучения чтению. Мысль о том, что обучение чтению стоит применять, как средство коррекции СНР, можно рассмотреть в работах В. К. Орфинской, Л. П. Голубевой и др. Положительный результат использования этого дидактического метода отмечается в исследованиях по сурдопедагогике (Л. А. Гатовчи, К. В. Комарова, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгарда, Л. П. Носкова и др.). Однако для детей с нарушениями речевого развития до настоящего времени подобных методик практически нет. Более того, даже для дошкольников без нарушений развития нет до настоящего времени единой методической позиции в вопросе обучения чтению, что во многом обусловлено разными представлениями о его оптимальных формах и возрасте начала обучения [2]. Т. С. Резниченко предлагает научно обоснованную и всесторонне разработанную систему обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи и заиканием, рассматривая обучение чтению, как эффективный путь вынесения наружу расстроенных звеньев речевой системы и тем самым как средство ее коррекции.
Опираясь на свой практический опыт в работе, могу сказать, что данная методика дает свои плоды как в обучении норматипичных детей, так и в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. С помощью четкой методической структуры, игровых приёмов и заданий, направленных на развитие зрительного гнозиса и формирование новых нейронных связей, процесс запоминания слогов становится более успешным. Обучение чтению по методике Т. С. Резниченко предполагает собой послоговое чтение. То есть ребенку демонстрируют не слияние букв в слоги (М___А), а сразу то, как читается этот слог (МА).
При этом важно соблюдать некоторые правила:
1) Выдерживать определенный порядок введения слогов. Слоги вводятся в соответствии с тем, как онтогенетически появляются согласные звуки в речи ребенка (можно посмотреть «занимательный букварь» Т. С. Резниченко, он построен по тому же принципу).
2) Сразу же после запоминания очередного слога предлагать ребенку читать слова с данным слогом.
3) Не переходить к изучению новых слогов до тех пор, пока не закрепились предыдущие.
4) Проводить занятия по обучению в игровой и непринужденной форме, формируя мотивацию к обучению.
5) Если вы взялись обучать ребенка чтению по данной методике, то стоит довести дело до конца. Только после полного освоения букваря Т. С. Резниченко можно смело переходить к чтению слов, словосочетаний и предложений из других букварей.
6) Слова, которые читает ребенок, должны быть понятны ему.
Методика обучения чтению Татьяны Семеновны Резниченко представляет собой два больших блока.
- Чтение слов со слогами типа СГ. Включает в себя 10 этапов освоения чтением:
1) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной А (МА, ПА, БА, ДА; КА-ША, МА-ША, КА-НА-ВА и т. т.д).
2) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной У.
3) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ы.
4) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной О.
5) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной И.
6) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Я.
7) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Е.
8) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ю.
9) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Ё.
10) Чтение слогов и слов, состоящих из согласной и гласной Э.
На мой взгляд, именно первый и второй этапы (чтение слов типа СГ с гласными [А] и [У]) первого блока обучения являются главенствующими в данной методике. Процесс изучения и запоминания слогов проходит через соотнесение зрительного образа слога и его звучания. Здесь важно преподнести ребенку слоги, не акцентируя на этом особого внимания. Для того, чтобы ребенка ближе познакомить с изучаемыми слогами можно добавить работу с альбомом: в альбоме большими буквами пишите слог МА и рядом рисуете картинки машины, малины и т. п. По аналогии поступаем со следующими слогами. Хорошим помощником в этом деле является пособие О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам». Также для успешного запоминания слогов стоит ввести работу с коробочками, соответствующим изучаемым слогам. Ребёнку объясняется, что у каждой коробочки есть своё название («ма», «па», «ба» и т. д.). Далее предлагается распределить карточки из книги О. Д. Азбукиной «Я читаю по слогам» по соответствующим коробочкам (БАнан — в коробочку БА, МАшина — в коробочку МА и т. д.). Как только ребенок научился хорошо узнавать изучаемые слоги и соотносить картинки с коробочками, переходим к чтению первых слов (мама, папа, баба, дама и т. д.). После того как ребенок овладел чтением всех слов с гласной [А], следует перейти к чтению слогов с гласной [У] по тому же принципу. Руководствуясь четкой структурой и правилами, процесс обучения не заставляет ждать результатов. И, как правило, после того, как ребенок научился читать слова с гласными [А] и [У], следующие этапы внутри первого блока проходят гораздо легче и быстрее. Далее переходим к чтению слов с закрытым слогом.
- Чтение слов со слогами типа СГС, ССГ, ССГС, СГСС, ГС и т. п.
Во этом блоке стоит обратить внимание на то, что в словах типа СГС, ССГ и т. п. над каждой буквой ставится достаточно заметная точка. Ребенку объясняется, что эти буквы надо читать отрывисто, без призвука. Подробное описание этапов овладения чтением по данной методике можно найти в книге Т. С. Резниченко «Чтобы ребенок не заикался».
Стоит отметить, что у некоторых детей с особенностями развития могут возникнуть сложности в усвоении данной методики в связи с незрелостью коры головного мозга. В таком случае нужно обратить внимание на то, что в большей степени помогает ребенку запомнить слог: многократное повторение, либо дополнительные опоры в виде жестовых символов, объемных фигур и букв, презентаций, либо ничего не помогает. В случае, если ничего не помогает стоит переместить фокус внимания с чтения на другие области развития ребенка.
Таким образом, через развитие зрительного гнозиса и формирование связи лексема-артикулема в методике Т. С. Резниченко, мы способствуем непринужденному запоминанию слогов и слов. Однако, не стоит забывать, что у детей с системным недоразвитием речи отмечается инертность и ригидность нервно-психических процессов, следствием чего являлся низкий уровень когнитивной гибкости. В связи с этим возникает необходимость многократного повторения предложенных заданий, использование нескольких способов и приемов запоминания слогов и слов, тщательный подбор дидактических материалов и введение большего количества заданий на дифференциацию близких по написанию слов и слогов.
Литература:
- Бенилова С. Ю., Даниличева Е. В., Резниченко Т. С. и др. Роль клинико-психологических, социальных и педагогических подходов в реабилитации детей и подростков с речевыми расстройствами // Материалы ХIII съезда психиатров России, 10–13 октября 2000 г. / приложение к журн. «Социальная и клиническая психиатрия». — М., 2000. — С.336–337, 0,09.
- Резниченко, Т. С. Обучение чтению как средство коррекции системных нарушений речи у дошкольников. Специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика (логопедия)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Резниченко Татьяна Семеновна; Московский педагогический государственный университет. — Москва, 2007. — 172 c.
- Резниченко, Т. С. Чтобы ребенок не заикался. Книга для родителей / Т. С. Резниченко. —: М.: Гном и Д., 2007. — 59 c.