Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исламова, Э. Р. Коррекционно-оздоровительная гимнастика как одно из средств профилактики гипокинезии детей младшего дошкольного возраста / Э. Р. Исламова, Л. П. Витушкина, Н. Н. Пузанова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3965/ (дата обращения: 16.12.2024).

Данная авторская разработка является результатом внедрения профилактических мероприятий, направленных на повышение функциональных резервов организма ребенка младшего дошкольного возраста. Предлагаемые коррекционно-оздоровительные комплексы гимнастик, массажа, лечебных игр и остеопатической гимнастики после сна, доступны к применению в дошкольных образовательных учреждениях и семьях воспитанников.

Введение

Проживание в условиях Крайнего Севера влечет за собой малоподвижный образ жизни — гипокинезию. Неблагоприятная погода, морозы — сокращают длительность прогулок на свежем воздухе, в следствие чего, дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в статичном напряжении — за столами, у телевизора, компьютера и т. д., это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Как результат этого — функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата (согласно данных медицинского осмотра) наблюдаются более чем у 50 % 4-х летних детей. Обозначенная проблема, привела к необходимости проведения коррекционно-оздоровительных мероприятий в ДОУ, целью которых, будет повышение функциональных резервов детского организма. В нашем случае — это введение в режим дня коррекционно-оздоровительных гимнастик, направленных на формирование правильной осанки и свода стопы, начиная уже с 3–х летнего возраста.

Творческая группа педагогов и медицинского персонала Учреждения, основываясь на исследованиях ведущих ученых-педагогов (В. А. Шишкина, М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина), о том, что на третьем году жизни темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются, двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног; дети овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых — разработала комплекс коррекционно-оздоровительных гимнастик, учитывающий: климатогеографические условия проживания, физиологические особенности, а также биологические ритмы жизни ребенка 3-х лет, доступные в применение как педагогами, так и родителями и имеющий обоснованные позитивные результаты.

Основная часть

I. Цель и задачи проведения коррекционно-оздоровительных гимнастик.

Предлагаемые комплексы коррекционно-оздоровительных гимнастик относятся к развивающим формам оздоровительной работы, их целью является повышение функциональных резервов организма ребенка.

Нехитрый комплекс упражнений позволяет решать множество задач, как образовательного, так и оздоровительного характера:

-          развивать у детей потребность к двигательной активности и физическим упражнениям;

-          способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: основных движений, общеразвивающих упражнений, участие в подвижных играх;

-          развивать интерес к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение);

-          развивать интерес к правилам здоровьесберегающего поведения;

-          обеспечение двигательной активности в режиме дня.

II. Технология внедрения в образовательный процесс комплексов коррекционно-оздоровительных гимнастик

1.      Начало учебного года — диагностическое обследование детей:

-          скрининг — тесты для выявления нарушений осанки и для выявления плоскостопия (скрининг-тестирование по приказу МЗ № 610 и № 780);

-          физиологические тесты, определяющие уровень физического развития (качество выносливости, силы, быстроты, моторно-висцеральные и висцеро-моторные рефлексы).

Конец учебного года — проведение повторного диагностического обследования с целью определения результативности оздоровительно-коррекционной деятельности.

2.      Разработка и планирование коррекционно-оздоровительного комплекса: включающего в себя — коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры. При проведении коррекционно-оздоровительных мероприятий, следует активно использовать музыкальное сопровождение, фольклор, детскую литературу, соответствующие тематике выбранного комплекса, а также учитывать предметно-манипулятивный, соревновательный и проблемный характер выбранных игр.

3.      Проведение родительского собрания с целью мотивации родителей к совместной коррекционно-оздоровительной деятельности. Эффективность данной деятельности напрямую зависит от активности участия родителей, а также обеспечивает их валеологическую компетентность.

4.      Подготовка спортивного оборудования, атрибутов для коррекционно-оздоровительных гимнастик:

-          Детский крем — для самомассажа

-          Гимнастическая палка, детский стульчик, маленький резиновый мяч, кубик, наклонная доска — для гимнастики.

-          Шишки, бумага, карандаши, восковые мелки, платки тканевые (20x20 см)

-          Теннисные мячи, мячи (весом 1 кг), кольца — для лечебных игр (из игры «Кольцеброс»), обручи, канат.

-          Валик из махрового полотенца (45x110 см. скатано в трубочку).

Данное оборудование должно соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.2660–10.

4.   Внедрение форм коррекционно-оздоровительного комплекса, направленного на формирование правильной осанки и формирование свода стопы, для детей 3-х летнего возраста. Коррекционно-оздоровительный комплекс состоит из двух блоков: первый направлен на формирование свода стопы и включает в себя: коррекционную гимнастику, самомассаж, лечебные игры — обновляемые ежемесячно. Второй блок направлен на формирование правильной осанки, включающий остеопатическую гимнастику после сна. Занятия по обоим блокам целесообразно начинать с начала учебного года. Эффективность вышеназванных форм оздоровительной работы, возможна лишь при соблюдении следующих принципов:

-          части комплекса гармонично вписываются во все режимные моменты;

-          проводятся на фоне положительного, эмоционального настроя детей;

-          проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей их состояния здоровья;

-          проводятся регулярно, систематично, планомерно;

-          несут оздоровительную направленность.

Коррекционно-оздоровительные мероприятия, направленные на формирование правильной осанки и свода стопы, целесообразно начинать с начала учебного года. Комплекс упражнений, направленный на формирование свода стопы, проводится в первой половине дня, а на формирование правильной осанки, во второй половине дня (после сна). Длительность проведения согласно нормам СанПиН 2.4.1.2660–10 от 5 до 15 минут. На проведение массажа требуется от 2–5 минут, т. к. некоторые дети, имеют слабый мышечный тонус кистей рук.

Примечание:

Каждый комплекс гимнастики осваивается в течение месяца, обновляется с усложнением. При выполнении упражнений, необходимо обращать внимание на степень освоения ребенком тех или иных движений. В последствие корректировать эти движения, вместе с ребенком.

Заключение.

При внедрении коррекционно-оздоровительного комплекса, были достигнуты следующие результаты: в рамках решения образовательных задач, ребенок

-          проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего поведения.

-          Эрудирован в понимании и объяснении того, что такое здоровье, здоровый человек, что помогает нам быть здоровыми

-          Ребенок стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни и проявляет компетентность

-          Гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.

-          При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы педагога, переключается с одного движения на другое.

-          Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в играх соревновательного и проблемного характера;

В рамках решения оздоровительных задач:

-          повышение функциональных резервов организма ребенка

-          снижение количества детей с нарушениями свода стопы и отклонений в осанке;

-          снижение уровня заболеваемости, а соответственно увеличение количества детодней.

Сравнительный анализ заболеваемости контрольной и экспериментальной групп за период сентябрь 2011 — май 2012 года

Группы

Контрольная группа

Экспериментальная группа

% заболеваемости

22 %

15 %

Фактическая посещаемость

1776 д/дней

2249 д/дней

Литература:

1.         Е. Ю. Александрова. «Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Волгоград. 2006. Стр.61.

2.         В. Г. Алямовская. «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении». Раздел № 5.

3.         З. И. Береснева. «Здоровый Малыш». М., 2005. Стр.20.

4.         Т. И. Бабаева «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». С-П.,2011, Стр. 31, 37

5.         А. С. Галанов. «Игры, которые лечат». М.,2005. Стр.57.

6.         М. Ю. Картушина. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3–4 лет». М.2005. Стр.18.

7.         Т. Ю. Каштанова. «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении, практическое пособие». Москва.2002. Стр.38.

8.         М. Н. Кузнецова. «Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». Москва. 2007. Стр.24.

9.         В. С. Коваленко и др. Парциальная оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад». С-П. 2000г.Стр. 51, 67, 77.

10.     В. С. Коваленко, К. А. Похис, К. М. Сергеева, Т. Л. Попова и др. Методические подходы к созданию экологической программы для детей (методические рекомендации). Санкт-Петербург.1997. Стр.94.

11.     М. Д. Маханева. «Воспитание здорового ребенка». Москва. 2005. Стр.36.

12.     О. Н. Моргунова «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей».

13.     Ю. П. Мелехов «Формирование правильной осанки». Журнал Медработник. 2009год. № 5.

14.     Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4/2009: стр. 60 «Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки»;

15.     В. П. Обижесвет, В. Н. Касаткин, С. М. Чечельницкая. Приложение к журналу «Обруч»: «Настольная книга медсестры детского сада»: стр. 106 «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».

16.     А. П. Чабовская «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста».

Основные термины (генерируются автоматически): правильная осанка, коррекционно-оздоровительный комплекс, игра, ребенок, формирование свода стопы, функциональный резерв организма ребенка, двигательная активность, двигательный опыт, коррекционная гимнастика, летний возраст.

Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Похожие статьи

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста как средство логопедической профилактики

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Методы и приемы ТРИЗ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средство профилактики нарушений письма

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Кинезиологические упражнения как средство повышения эффективности коррекционной работы

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом