Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ
Автор: Журавлева Евгения Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2020)
Дата публикации: 02.03.2020
Статья просмотрена: 2507 раз
Библиографическое описание:
Журавлева, Е. С. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшей группы ДОУ / Е. С. Журавлева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15697/ (дата обращения: 16.12.2024).
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании — технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования — это задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов образовательного процесса в детском саду. В наше время одной из проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот что самое главное. Известно, что дошкольный возраст является основным в формировании фундамента физического и психического здоровья детей. Важно на этом этапе сформировать у ребят базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка. В связи с этим важным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс дошкольных учреждений. Поэтому мы стараемся создать оптимальные условия для всестороннего и полноценного развития детей и укрепления их здоровья. Организуем рациональный двигательный режим, закладываем основы вести здоровый образ жизни. Ежедневно утро в нашей группе начинается с утренней гимнастики. Она необходима малышам, для создания у них хорошего настроения, для поднятия мышечного тонуса. Мы используем разные виды гимнастики:
– игровую
– сюжетную
– ритмическую.
Проводим ее с разнообразными предметами: флажками, кубиками, лентами, массажными мячиками. Утренняя гимнастика вырабатывает у малышей полезную привычку выполнять различные упражнения каждый день. Показывая такой пример, привычка перейдет в потребность и сохраняется у ребенка на всю жизнь. Ежедневно мы проводим гимнастику и после дневного сна. Важно то, как происходит переход от сна к бодрствованию, ведь малыши ещё совсем маленькие, им трудно быстро переключаться. Поэтому мы облегчаем это бодрящей гимнастикой в постели, затем переходим к прохождению по массажной дорожке и закаливающим процедурам (умывание прохладной водой).
Также после сна мы проводим самомассаж — этот массаж ребенок выполняет сам. При этом улучшается кровообращение, массаж помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Это способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутной разминки, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Основными средствами развития двигательных навыков в детском саду являются физкультурные занятия. Проводим мы их 3 раза в неделю, используя при этом разнообразные комплексы с предметами: с кубиками, набивными мешочками, флажками, с мячами, с гантелями. Работа, проводимая в данном направлении, призвана не только формировать у детей умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье маленьких дошколят.
Дыхательная гимнастика. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые насыщают наш организм кислородом. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно по-разному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. Очень важно уделять внимание правильному дыханию. Важно, чтобы дети дышали не поверхностно, а полной грудью. У малышей эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации. Дыхательную гимнастику проводим после подвижной игры, а также после физических упражнений.
Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к однообразной форме работы. В связи с этим приходится периодически менять виды детской деятельности. Чрезмерное умственное или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Проводим мы ее либо под музыку, либо под сопровождение стихами.
Техники для профилактики плоскостопия инарушений осанки. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в детском саду проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия. Такие задачи реализуются в разного рода гимнастик (утренняя, гимнастика после сна) с использованием гимнастической палки, в ходьбе по массажным коврикам или дорожкам здоровья. Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика, не только занимательная, но еще и очень интересная. Детки выполняют ее всегда с удовольствием. Игры для пальчиков являются малоподвижными, работают только кисти и пальчики. Комплексы таких упражнений проводим на досугах во время прогулок, и в любое свободное время. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к современным здоровьесберегающим технологиям. Зрительная гимнастика — отличный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Гимнастику проводим регулярно, перед дневным сном, или после сна, а также после занятий аппликации, лепки и др.
Ритмопластика — это комплекс упражнений, построенных на основе взаимосвязи движений и музыки. Основной составляющей здесь является музыка, а различные упражнения, танцы и движения, как правило, используются для передачи ее точного понимания и восприятия. Включая ритмичную мелодию дети учатся двигаться в сочетании со словом и музыкой. Тем самым у малышей развивается чувство ритма, музыкальный слух, координация движений. Такие занятия мы проводим в любое свободное время.
Релаксация. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка. Релаксацию мы проводим каждый день, лежа на коврике под тихую инструментальную музыку от 3 до 5 мин. Главная цель моей работы с детьми — сохранять и укреплять их здоровье, формировать привычку к здоровому образу жизни. Ведь наши дети — это наше будущее. Задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Литература:
- Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1408–1410.
- Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5–7 лет/ Вареник Е. Н. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
- Ирина Красикова «Самомассаж в ДОУ» Издательство: Корона-Век Издано: 2011г
- Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников».
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист.2012. № 4.