Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы у детей дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Раскова, Г. В. Профилактика и коррекция плоско-вальгусной установки стопы у детей дошкольного возраста / Г. В. Раскова, Т. А. Власова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7153/ (дата обращения: 16.12.2024).

Здоровье — великая ценность. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым, умным — это цель всех родителей и одна из главных задач медицинских работников и педагогов.

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено прежде всего наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где ребенок находится ежедневно и где имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.

В процессе организации оздоровительной работы в условиях нашего детского сада особое внимание уделяется профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (дефектов осанки, плоскостопия). При ежегодном осмотре врачами-специалистами городской детской поликлиники установлено, что большинство детей-дошкольников имеют плоскостопие.

«Плоско — вальгусная установка стоп» — именно этот диагноз часто слышим мы от детского ортопеда. Если со словом «плоско» все понятно, то вторая часть диагноза требует пояснения. Вальгусная — проще говоря — X –образная установка стоп. Все знают, что такое «ноги иксиком» — тоже самое и со стопами. Стопы уплощены и «завалены» вовнутрь — это и есть плоско-вальгусные стопы.

Когда малыш рождается, у него еще нет осанки, нет и сводов у стоп. С появлением первой самостоятельной опоры на ножки и первых самостоятельных шагов под действием физической нагрузки начинается процесс формирования сводов стоп.

Растут ножки, перестраиваются их анатомические особенности. К полутора годам уже можно увидеть начальное формирование сводов. Сам процесс формирования постепенный и длится несколько лет. У большинства детей он заканчивается к 4-5 годам. Но возможны как более ранние, так и более поздние сроки формирования. Зависит это как от конституциональных особенностей ребенка, так и от наличия у него отклонений со стороны костно-мышечной, нервной, эндокринной систем. К группе риска можно отнести малышей, у которых неврологи или ортопеды на первом году жизни находили отклонения в мышечном тонусе, особенно в его снижении, а также при выраженном недоборе или избыточном весе малыша.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности.

В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая.

Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата, и в частности стопы, имеет большое значение.

В дошкольном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Формированию правильного свода стоп у детей, а также профилактике и коррекции их функциональной недостаточности придавали большое значение в народных традициях воспитания. Так, например, при подготовке ребенка к освоению навыков прямостояния и ходьбы с целью укрепления мышц стопы принято было легонько пошлепывать его по подошвам ножек, приговаривая:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:

На маленьку ножку

Золоту подковку.

Подай молоток

Подковать чеботок!

И хотя многое сегодня утеряно из веками отобранного бесценного опыта народной педагогики, подобные пестушки, потешки, прибаутки отражают традиции и мировоззрение ее создателей.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия у дошкольников мы предлагаем упражнения, которые проводятся в определенной последовательности и в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения — вверх — вниз, вправо — влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используем упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаем разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаем упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке — массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используем деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе усложняем двигательные действия ребенка; используем различные приспособления универсального типа, усложняем способ перемещения ребенка на этих снарядах. Дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику — качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. Все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

 

Работа по профилактике и коррекции плоскостопия у детей в условиях ДОУ осуществляется систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания и валеологического образования.

Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом ДОУ с использованием объективных методов исследования. На основе результатов диагностики формируются рекомендации по использованию средств физического воспитания в целях профилактики и коррекции деформации стоп.

В детском саду создана полноценная развивающая физкультурно-оздоровительная среда, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующих укреплению мышц стопы и голени и оказывающих положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, скошенные поверхности, гимнастическая стенка, веревочные лестницы, обручи, мячи, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты).

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности используем различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки и т.п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повышает осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп применяем в различных частях занятия по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию — в процессе утренней зарядки, гимнастики после дневного сна, в качестве домашних заданий и т.п. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса.

С целью создания положительного эмоционального фона дети выполняют упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения можно использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, используем наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

 

Специальные упражнения проводятся несколько раз в день по 2-3 упражнения:

-                   Ходьба по узкой дорожке (в качестве "узкой дорожки" можно использовать любую(10-15 см) доску, полоску на ковре)

-                   Ходьба на наружных краях стоп (Мишка косолапый)

-                   Ходьба по различным рельефным поверхностям (малыш может бегать босиком по песку и по жестким камешкам)

-                   Захват мелких предметов пальцами ног развивает мелкие мышцы стопы, увеличивает подвижность и ловкость пальцев. Это упражнение можно делать сидя и стоя. (предложите малышу "поймать" мелкий предмет(карандаш, палочку) и удерживать его некоторое время)

-                   Собирание платочка пальцами ног захватывание и собирание ткани.

-                   Сидение в позе по — турецки (помогайте ребенку вставать, поддерживая его за руки. При стоянии стопы должны быть крест на крест, меняйте их поочередно, так чтобы впереди была то правая то левая стопа)

-                   Приседание на полную стопу. При выполнение этого упражнения стопы не должны отрываться от пола (можно помогать ребенку, поддерживая его за руки или подмышки).

-                   Вставание на носки. Это упражнение можно объединить с игрой «Стань большим» — ребенок встает на носочки и тянет вверх руки

-                   Сидя на стуле положить обе стопы на небольшой мячик. Сильно надавливать на него ногами, покатать мячик по полу. Такое же самое упражнение можно делать и с механическим массажером, который очень похож на старинные счеты.

-                   Сидя на стуле, по очереди, сжимать резиновый мяч то правой, то левой стопой.

-                   Ежедневно, по пятнадцать минут в день, ходить по мелкодробленой крупе или песку, насыпанному в ящик или в большую миску, туда и обратно.

-                   Сидя на удобном стуле, необходимо выполнять движения стопой: поворачивать стопу внутрь, сгибать тыльную часть стопы, сгибать всю подошву, сгибать пальцы ног, вращать стопами, поочередно, то в одну сторону, то в другую, сгибать тыльную часть стоп с захватом маленьких предметов.

Представленная методика организации работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающая комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективна и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, коррекция плоскостопия, ребенок, упражнение, дошкольный возраст, опорно-двигательный аппарат, палец ног, стопа, двигательная активность, детский сад.

Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Оценка параметров адекватности восстановительного лечения патологического вывиха бедра у детей раннего возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Прогнозирование исходов лечения диафизарных переломов костей голени у детей

Похожие статьи

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Оценка параметров адекватности восстановительного лечения патологического вывиха бедра у детей раннего возраста

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия через использование фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста

Профилактика и коррекция нарушения осанки с помощью аэробики на фитболах для студентов специальной медицинской группы

Профилактика дислексии у старших дошкольников с нарушением речи на основе учета профиля латеральной организации мозга

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха после кохлеарной имплантации

Прогнозирование исходов лечения диафизарных переломов костей голени у детей