Использование нестандартного оборудования по профилактике опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)
Авторы: Настенко Галина Яковлевна, Квитко Татьяна Михайловна
Рубрика: Подвижные игры, физкультура, гимнастика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (31) апрель 2020 г.
Дата публикации: 07.03.2020
Статья просмотрена: 409 раз
Библиографическое описание:
Настенко, Г. Я. Использование нестандартного оборудования по профилактике опорно-двигательного аппарата в группе компенсирующей направленности (из опыта работы) / Г. Я. Настенко, Т. М. Квитко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/4956/ (дата обращения: 16.01.2025).
В действующем Законе «Об образовании» [1] первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Одной из приоритетных задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия)» [2]. На основе вышесказанного можно говорить о том, что охрана здоровья детей входит в приоритетное направление деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ведущее место среди отклонений, выявляемых у воспитанников детского сада, при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Профилактика очень эффективный путь предотвращения проблем. Поэтому мы в своей группе создаем нестандартное оборудование по профилактике опорно-двигательного аппарата. Мы изготовили авторскую игрушку «Космос».
Она сделана из поролона, обшитого яркой материей, мягкая и приятная на ощупь. Ракета и планеты украшены: мелким конструктором «Лего», конструктором «Цепляющиеся шарики», крупной мозаикой, пробками из — под пластиковых бутылок, крупными деревянными бусинками, плотно переплетенными веревочками, массажным ковриком. Данная игрушка используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Авторская игрушка «Космос» используется для профилактики и предупреждения плоскостопия, формирование правильной осанки, развитие координации движений, умения сохранять равновесие, развивается самостоятельность, формируется потребность в движении. Оздоровительный массаж ступней оптимизирует обменные процессы и кровообращение, что помогает улучшать иммунитет и активизирует защитные силы организма.
Нестандартное оборудование «Космос» многофункционален, его можно использовать для индивидуальной работы, с подгруппой детей в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, в гимнастике после сна. Игрушка «Космос» очень мобильна, т. к. легкая, состоит из отдельных частей, поэтому легко переноситься. Можно использовать отдельно планеты и ракету, а можно вмести отправиться на ракете к дальним планетам.
Упражнения для равновесия, укреплению осанки, предупреждения плоскостопия:
- Ходьба по корригирующим дорожкам в разных направлениях
– усложнение — с мешочком на голове
– ходьба между планетами змейкой
– ходьба как лисичка
– как мишка косолапый
– как аист — длинноногий.
– на пяточках
– на носочках
– пяточка — носочек
При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности или выполнять под музыку. При ходьбе по дорожке можно использовать гимнастические палки, веревочки.
- Прыжки на двух ногах через планеты, перепрыгивание вперёд — назад.
- Ползание на четвереньках между планет
– с прогнутой спинкой
– усложнение — с мешочком на голове
– усложнение — с мешочком на спине
Авторское пособие можно использовать и в познавательном развитие, рассказать детям о планетах, ракете, о космосе. С помощью игрушки мы можем повторить основные цвета, закрепить счет, выполнять сложения и вычитания, сравнивать.
Литература:
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)