Тренажеры для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Давыденко, О. И. Тренажеры для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста / О. И. Давыденко, В. А. Чуйкова, С. А. Бутакова, С. В. Сизова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 10 (37). — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/183/5755/ (дата обращения: 17.12.2024).



В связи с неблагоприятным ростом ортопедической патологии, а именно, деформации стоп у детей, особую актуальность приобретает решение задач, связанных с поиском и внедрением эффективных стратегий по профилактике и оздоровлению подрастающего поколения. Здоровье, согласно определению, данному в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это «не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое, социальное благополучие».

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься общественно полезным трудом. Ж. Ж. Руссо сказал: «Чтобы сделать ребенка умным, сделайте его крепким и здоровым».

Модернизация образования предусматривает не только совершенствование и изменение образовательного процесса, но и улучшение здоровья дошкольников, за счет эффективного использования новых здоровьесберегающих технологий. Сегодня ученые и практики рассматривают здоровье как цель, содержание и результат педагогического процесса, критерий оценки продуктивности и эффективности всей педагогической деятельности. Здоровье ребенка становится систематизирующим фактором педагогической модели.

Специфика здоровьесберегающей деятельности в дошкольных учреждениях должна быть в целом направлена на комплексное решение следующих задач:

– оздоровительных, которые предусматривают увеличение резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, формированию гармоничного телосложения и правильной осанки, повышение бодрости, жизнерадостности, нормализуют психосоматическое развитие;

– образовательных, направленных на вооружение воспитанников знаниями, умениями, навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни. В дошкольном возрасте — это представления о здоровых привычках (режиме дня, личной гигиене и закаливании), умения выполнять игровые и двигательные действия;

– воспитательных, нацеленных на формирование мотивационно-потребностной сферы личности в области ценности здоровья, здорового образа жизни, развитие и совершенствование физических навыков и умений.

По статистике у многих детей на первом году жизни выявляется предрасположенность к плоскостопию. Перед родителями воспитанников, а также педагогами дошкольного учреждения, остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей. В детском саду разработана и ведётся определённая система работы по профилактике плоскостопия. Только совместно с родителями все профилактические и оздоровительные мероприятия будут результативными.

Плоскостопие — это деформация стопы, с уплощением ее сводов. При плоскостопиинарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, а это в свою очередь приводит к серьезным заболеваниям: сколиозу, артриту, а в будущем к остеохондрозу. Дети, у которых наблюдается плоскостопие, быстро устают, жалуются на боли в ногах и спине, головные боли. Так же происходит задержка развития двигательных умений и навыков, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка.

Причинами развития плоскостопия обычно бывают раннее вставание и ходьба, слабость мышц стоп, чрезмерное их утомление в связи с длительным пребыванием на ногах, избыточный вес, неправильно подобранная обувь, а также ряд заболеваний.

В дошкольном периоде организм отличается большей пластичностью, поэтому можно приостановить развитие плоскостопияили исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. В связи с этим необходимо отметить важность профилактической и коррекционной работы у детей дошкольного возраста. В дошкольном учреждении имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность таких воздействий. Для повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития, профилактике нарушения осанки, исправлению имеющейся деформации стопы, укреплению мышц, формирующих свод стопы, формированию и закреплению навыка правильной ходьбы. Нестандартное оборудование используется во время гимнастики после сна и в индивидуальной работе с детьми, с учетом индивидуальных возможностей и уровня их физической подготовки. Упражнения выполняются от простых к сложным, постепенно добавляются новые задания.

Применение нестандартного оборудования улучшает координацию движений детей, способствует формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия, укрепляет нервную систему ребенка, а так же улучшает качества выполнения упражнений.

Проводимая профилактическая работа не становится дополнительной нагрузкой для детей, так как проводится в игровой форме, а наоборот, позволяет разнообразить организацию двигательного режима. Тренажёры мобильны , соответствуют требованиям техники безопасности, поддаются санитарной обработке. Дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

Хочется отметить положительный результат это возросший интерес и активность детей, следовательно, более качественное выполнение упражнений. Считаем, что такое направление в реализации здоровьесберегающих технологий, как использование нетрадиционного оборудования в профилактике плоскостопия, способствует общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы.

Проводимые мероприятия эффективно сказываются на здоровье детей, об этом свидетельствуют результаты. Проводимая работа нашла отклик у родителей воспитанников.

Тренажёр «Грибок» состоит из деревянной подставки, в центре, которой закреплён высокий по размеру гриб. Вокруг большого гриба нанизаны на короткие деревянные оси грибочки меньшего размера, в количестве шести штук. Основание с грибочками установлено на вертикальную ось, закреплённую в устойчивую металлическую подставку.

Задачи:укреплять связочно-мышечный аппарат стопы, мышцы тазового пояса; увеличить амплитуду движений в голеностопных суставах и суставов стоп и пальцев ног; укреплять мышцы позвоночника, тренировать умения координировать движения.

G:\Нестандартное оборуд\тренаж.2\20180409_151811.jpg

Многофункциональный тренажёр «Бегунчики» изготовлен из экологически чистых материалов дерева и фанеры. Состоит из двух боковых стенок и четырёх вращающихся не зависимо друг от друга валиков. Валики с шероховатой массажной поверхностью закреплены между боковыми стенками.

Задачи:формировать правильную осанку, укреплять связочно-мышечный аппарат туловища, нижних и верхних конечностей; развивать координацию движений, выносливость; массаж стоп и рук.

G:\Нестандартное оборуд\тренаж.2\20180409_151641.jpg

Тренажёр «Черепаха» изготовлен из дерева. Поверхность декорирована цветным стеклярусом. Установлена на вращающуюся ось, закреплённую в металлической массивной подставке.

Задачи:воспитывать и формировать правильную осанку; укреплять связочно-мышечный аппарат туловища и конечностей; укреплятьсводстопы, рефлекторный массаж зоны стопы; развивать координацию движений ног.

G:\Нестандартное оборуд\тренаж.2\20180409_151909.jpg

Литература:

  1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. — М.: Глобус, 2009. — 140 с.
  2. Кириллова Ю. А. О здоровье всерьез. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников. — М.: Детство-Пресс, 2015. — 226 с.
  3. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. — Воронеж.: ТЦ Учитель, 2013. — 144 с.

Похожие статьи

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Упражнения, способствующие развитию речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Организация работ по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Интегрированные формы обучения детей с тяжелыми нарушениями речевого развития

Развитие рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос