Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ
Автор: Галимуллин Нияз Раисович
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 25.02.2019
Статья просмотрена: 4047 раз
Библиографическое описание:
Галимуллин, Н. Р. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в ДОУ / Н. Р. Галимуллин. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14881/ (дата обращения: 21.11.2024).
Невозможно представить человека без физической активности. В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными ситуациями, в которых необходима не только физическая сила, но и крепкое здоровье. Закладывать интерес к физической культуре необходимо с раннего возраста. Так как дети большую часть своего времени находятся в детском саду, укреплению их здоровья будут помогать педагоги, инструкторы по физической культуре. Для того чтобы ребенок увлекался физкультурными занятиями можно применить нетрадиционное физкультурное оборудование.
Особое значение физическое воспитание имеет в дошкольном возрасте. Создание интереса к различным физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению двигательной активности способствует использование нестандартного оборудования. Целесообразный подбор и рациональное использование такого оборудования и пособий способствует двигательной сферы дошкольников, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно — волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие [2].
Дети в дошкольных учреждениях с большим интересом относятся к нетрадиционному физкультурно-игровому оборудованию. В отличии от обычных упражнений для “поддержания здоровья”, помогать различным героям из мультсериалов преодолевать препятствия, участвовать в сюжетной игре становится более увлекательным.
Нетрадиционное оборудование применяется во всех видах детской деятельности — как в организованной (занятия в дошкольных учреждениях, утренняя гимнастика и т. д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные занятия и игры). Они способствуют повышению двигательной активности ребёнка, облегчению адаптации, развитию основных движений, поддержки положительных эмоций, разнообразию игровой деятельности, повышению уровня воспитательно-образовательного процесса, развитию каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.
Применение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (пластиковые бутылки, шишки, мягкие игрушки, деревянные ложки) оказывает значительное влияние на развитие различных мышечных групп и укрепление мышечного тонуса.
Для этого во всех группах дошкольного учреждения необходимо иметь своеобразные «уголки», оборудованные самодельными спортивными снарядами, которые помогают скорректировать осанку и плоскостопие. Дорожка для коррекции стопы должна быть рядом со спальней. И дети, просыпаясь, после «тихого часа», проходят по ней два-три раза. Данная дорожка состоит из нескольких ковриков: синтетический коврик с колким покрытием, который сегодня можно класть перед входной дверью или в ванной комнате, коврик с пришитыми рядами пуговиц и коврик с пришитыми рядами крышек от пластиковых бутылок.
— «Плетёная дорожка» — дорожка сплетена при помощи шнура способом макраме, колечки обвязываются пряжей и всё это пришивается на лапы тренажера «Осьминожка».
— Тренажёр для развивающий стопу и тренирующий чувство равновесия представляет собой обычную деревянную доску. На одной стороне доски рисуются «следы» детской стопы, а с обратной -крепится деревянный валик круглой формы. Главная задача ребёнка, занимающегося на таком тренажёре, — удержать равновесие на качающейся доске.
— «Мешочки с галькой» — в тряпичный мешочек насыпаны камешки — галька.
— «Массажные коврики» представляют собой коврики из ковролина, с пришитыми шипами, с колечками, шариками; можно расположить их последовательно друг за другом в виде дорожки, использовать на занятиях и в повседневной жизни, в том числе для упражнений после дневного сна.
Все эти пособия необходимо применять на занятиях. В водной части необходимо предложить детям пройти по массажёрам, располагающимся одиночно или дорожкой в одну или две параллельные линии. В базовые упражнения включаются отдельные упражнения с массажёрами (“Плетёная дорожка”; “Мешочки с галькой”). При проведении основных занятий поточным и групповым способом эти упражнения будут являться промежуточными.
В процессе выполнения разных видов упражнений с применением нестандартного оборудования у детей формируются двигательные навыки и развивается координация.
− «Дорожка-змейка» состоящая из брусков поролона, которые соединены в виде кривой линии; используется для грамотного развития ловкости, усовершенствования таких навыков как равновесие, прыжки;
− «Дорожка-лестница» собирается из полос тонкого поролона, обшитого дерматином; применяется для упражнений разных видов ходьбы, бега, прыжков, лазания.
В процессе занятий, проходящих при помощи нестандартного физкультурного оборудования, могут создаваться достаточно усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, в процессе преодоления полосы препятствий, состоящей из разных тренажеров, совершают большое количество движений. «При этом они проявляют ловкость, выносливость быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость» [2]. Массажеры используются для того, чтобы укрепить мышцы стопы и предотвратить развитие плоскостопия.
«Стопа — это фундамент, на котором стоит здание — ваше тело» — утверждение Гиппократа.
К сожалению, у большинства современных детей возникает всё больше проблем «с фундаментом»
Стопу можно сравнивать с картой всего организма: нет таких мышц, желёз, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Современный ребёнок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому на занятии по физкультуре дошкольники обязательно должны ходить, босиком по разным поверхностям. И такую возможность предоставляет, в частности, нехитрое приспособление «Осьминожки» [2].
Вывод: дошкольники с большим удовольствием и интересом относятся к занятиям с нетрадиционным физкультурно-игровым оборудованием. В процессе выполнения двигательных, игровых заданий дети не только укрепляют свое здоровье, но и изучают свойства разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), помогающие развивать их пространственное мышление.
Литература:
- «Физическая культура дошкольника в ДОУ». Центр пед. Образования 2007. Бочарова Н. И.
- Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим досутпа: http://открытыйурок.рф/статьи/597094/. Дата доступа: 20.02.2019.