Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технология нетрадиционного обучения

Педагогика
05.02.2016
776
Поделиться
Библиографическое описание
Бегматова, Н. А. Технология нетрадиционного обучения / Н. А. Бегматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 788-790. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25704/.


 

Расширение экономических, политических и культурных связей Республики Узбекистан с другими государствами и межгосударственная интеграция в области образования в республике и в мировом сообществе потребовали преобразования всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения. «Современные условия требуют рассматривать систему народного образования как единый комплекс всех его звеньев, обеспечивающих дошкольную подготовку детей, получение общего и специального образования, профессиональной подготовки, духовного и нравственного становления молодых людей как личностей. Для этого необходимо существенно укрепить образовательную школу, систему высшего и среднего специального образования, обновить учебные программы, обогатить их сокровищами мировой культуры…» (2)

За последние годы уже немало положительного достигнуто в образовательной сфере. Однако система образования еще не активизирует в должной степени внутренние мотивы учения. По данным психологических исследований, образование должно быть двусторонним процессом, то есть в результатах образования должен быть заинтересован как учитель, так особенно и ученик. Чтобы достичь этого результата, необходимо не забывать о единстве процессов учения и воспитания. Для формирования постоянного интереса школьников к учению следует создавать временные, внешние мотивы обучения и через них подходить к внутренним. Толчком к заинтересованности может стать эмоциональное возбуждение ребенка, которое в свою очередь, достигается с помощью стимулов.

Каковы же эти стимулы?

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи.
  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий необходимо учитывать уровень развития учащихся.
  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой.
  4. Получение эстетического наслаждения (выбор примеров, текстов, заданий).
  5. Эмоциональное благополучие ученика в классе (Психологическая комфортность).

Эмоциональное благополучие ученика в коллективе обеспечивают следующие факторы:

       индивидуальный подход к каждому обучаемому;

       самостоятельная работа;

       самоконтроль;

       доверие учителя;

       ролевая игра;

       доброжелательное отношение к детям.

Одним из условий успешного достижения учебно-воспитательных целей обучения в современной школе является использование новых технологий или нетрадиционных форм обучения.

Нетрадиционные формы обучения — это путь к воспитанию творческой личности. Нетрадиционные уроки способствуют возникновению открытого диалога между учителем и учеником, создают возможность выражения каждым ученикам собственного «я». На таких уроках всегда есть установка на совместную работу, на сотрудничество: «Мы услышим, мы увидим, мы почувствуем…»

Для чего нужны нестандартные уроки?

Во-первых, методического разнообразия требует сам изучаемый материал.

Во-вторых, необходимость методического разнообразия диктуется самим характером школьной жизни, представляющей собой прежде всего бесконечную повторяемость.

В-третьих, если каждое занятие будет иметь свое индивидуальное лицо, оно будет иметь влияние на психофизиологические закономерности памяти.

Наиболее весомый аргумент в пользу нестандартных уроков носит не психофизиологический, а чисто психологический характер. Именно такие уроки необходимы для воспитания творческой личности.

На протяжении многих лет ученые — методисты и опытные педагоги изучали различные методики, научные статьи как отечественных, так и зарубежных коллег, пытались изменить формы и методы обучения. В результате долгих поисков, апробирования новых учебников выработалась новая технология, это технология нетрадиционного обучения. Как и всякая технология она имеет свои особенности, свою методику.

Технология нетрадиционного обучения состоит из нескольких этапов:

I этап. Диагностика знаний учащихся. Виды диагностики.

II этап. Методическая система обучения на основе опорных конспектов.

III этап. Нестандартные уроки, нестандартные задания. Виды и методика проведения нестандартных уроков.

IY этап. Обучение, погруженное в общение. Виды творческих работ методом общения.

Y этап. Формы контроля и самоконтроля.

YI этап. Интегрированное обучение.

YII этап. Методика работы над развитием воспитания учащихся.

Эта новая технология предполагает значительные сдвиги в самой технологии обучения.

  1.    Учебное взаимодействие изменяет позицию ученика и роль учителя. Ученик из объективной личности превращается в субъективную, активно действующую. Педагог из «непререкаемого авторитета» должен превратиться во внимательного и заинтересованного собеседника, сотрудника.
  2.    Подача материала крупными блоками в системе.
  3.    Постановка «открытых» вопросов. (т. е. таких, которое заранее ориентированы не на «единый — правильный ответ», а на высказывание различных точек зрения на проблему.)
  4.    Определение собственной позиции, как нейтральной что дает учащимся возможность во время занятия высказывать и «правильные» и «неправильные» точки зрения без боязни.
  5.    Визуальные приёмы на уроке: выражение лица, движения, зрительный контакт.
  6.    Акустические приёмы: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы.
  7.    Тактильные: расстояние между говорящими (далёкое — близкое), прикосновения....
  8.    Анализ и самоанализ занятия: что, как и почему происходило на занятии: где «взаимодействие» «зависало», с чем это было связано.
  9.    Ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятий, кульминацию, результативность.

Типология нетрадиционных уроков очень разнообразна, но все таки их можно систематизировать и разбить на группы. Это прежде всего проблемные уроки (урок — лекция, урок — диспут, урок — дискуссия, урок — семинар, урок — экскурсия); учебно-педагогические игры (игры с использованием сказочного сюжета, учебные игры — фантазии, деловые игры, соревновательные игры); театрализованные уроки (урок — театр, урок — концерт, урок — спектакль, урок — пресс-конференция, литературный бал героев, урок — маскарад); интегрированные уроки (гуманитарные, естественно-гуманитарные, гуманитарно-математические, комплексные).

Известно, что разнообразие содержания и форм учебного материала значительно повышает эффективность учебного процесса.

Использование нетрадиционной технологии в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

Ученик постоянно должен видеть перед собой примеры творчества педагогов, тогда он сам все время учится творчеству. И уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.

В заключении отметим, что для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления обучающихся необходимо применять на занятиях современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся. Использование на занятиях проблемных ситуаций, применение заданий поискового характера востребованы в сегодняшней образовательной системе, так как вся «система рассуждений в процессе выполнения заданий поискового характера — творческий процесс, путь поиска и находок». (4)

 

Литература:

 

  1.               Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Т.,2003.
  2.               Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. –Т.Узбекистан. 1995.
  3.               .Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  4.               Напольнова Т. В. Особенности мышления и речи учащихся в условиях поисковой деятельности // РЯШ. — 1994. № 4.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 788-790):
Часть 8 (cтр. 759 - 857)
Расположение в файле:
стр. 759стр. 788-790стр. 857

Молодой учёный