Использование нетрадиционного оборудования в работе воспитателя с детьми раннего возраста
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 03.11.2020
Статья просмотрена: 170 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Использование нетрадиционного оборудования в работе воспитателя с детьми раннего возраста / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16128/ (дата обращения: 22.12.2024).
Ранний возраст детей является самым благоприятным и ответственным периодом для их развития. В данном возрастном периоде формируется и развивается речь, эмоции, укрепляется физическое развитие, закладываются основы здоровья, происходит становление двигательных способностей, воспитываются культурно-гигиенические навыки, личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Физическое развитие в раннем детстве характеризуется интенсивным ростом и увеличением массы тела. Растет грудная клетка, опускается диафрагма, мышцы становятся крепче, развиваются дыхательная, иммунная, кровеносная, пищеварительная, нервная системы.
Уже с 1 года до 2 лет совершенствуются двигательные навыки ребенка. Он уже может подолгу ходить, менять положение, перешагивать через невысокие препятствия. Несмотря на активное развитие нервной системы, в этот период отмечается низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, что приводит к быстрому утомлению ребенка. Однако, не все дети развиваются одинаково. Для хорошего полноценного физического развития ребенка в работе воспитателя в группе с детьми и индивидуально необходимо использовать различное нетрадиционное оборудование, изготовленное из так называемого подручного материала. Это могут быть подготовленные «дорожки здоровья», «подушки здоровья», «массажные лабиринты», массажные коврики, мячики, рукавички для массажа тела после дневного сна, гибкие «веревочки-змейки» (тонкий цветной канат) для перепрыгивания или перешагивания, например, через «лужи» или «пеньки». Нетрадиционное оборудование не требует больших материальных затрат, оно получается ярким и интересным для детей раннего возраста.
С 2 лет заметно повышается сопротивляемость организма инфекциям, то есть активно развивается иммунная система, также система терморегуляции. Значительно повышается работоспособность нервной системы, однако повышенная возбудимость подкорковых отделов приводит к тому, что все реакции ребенка сопровождаются сильными эмоциями [4]. В связи с этим воспитатель не должен об этом забывать, а продумывать свою работу с детьми раннего возраста в течение дня так, чтобы происходила сменяемость видов детской деятельности.
На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память. Активно идет развитие второй сигнальной системы: у ребенка расширяется словарный запас, становится лучшее понимание речи взрослого. К концу года свободное владение речью достигает степени автоматизма. Также происходит развитие мелкой моторики, и оно оказывает влияние на развитие речевого центра и артикуляционного аппарата [4].
Для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста необходимо систематически использовать и в течение дня в группе, и непосредственно дома в качестве домашнего задания развивающие игры и игрушки, которые изготовлены своими руками. Поскольку в настоящее время на рынке продаж завышены цены на многие детские товары, очень актуально готовить дидактические пособия своими руками. Кроме того, взаимодействие с родителями при подготовке того или иного пособия или развивающей игры позволяет ребенку раннего возраста и видеть, и запоминать последовательность действий с пособием (игрой), а также соучаствовать в такого рода занятии. Например, это могут быть такие игры как «Найди, чей домик» — разложить по размеру фигуры-домики, в котором живут домашние (дикие) животные, «Прикрути колеса» — прикрутить к плоскостным машинам по цвету (по форме) колеса (пластмассовые пробки), «Собери птичкам корм» — прикрутить к плоскостным птичкам разноцветные пластмассовые пробки (крышки), «Одень куклу по сезону» — завязать шарф или пояс, застегнуть кнопки, надеть шапку (панамку, платье, шорты и т. д.), «Обведи цветочки (домики, машинки и другое)» — предложить обвести цветочки, домики, машинки по контуру. Самое главное, чтобы воспитатель предлагал родителям идеи по изготовлению нетрадиционного оборудования и вместе с ними воплощал их в работу.
В этом возрастном периоде социальная ситуация развития характеризуется тем, что утрачиваются отношения со значимым взрослым и уже возникает для ребенка возможность непосредственно взаимодействовать с предметом, а взрослый только показывает определенные способы действий с ним. Возникает сотрудничество со взрослым в социальной ситуации развития «ребенок-предмет-взрослый». Поскольку средства общения не позволяют овладевать новыми предметами, как прежде, у ребенка активно начинает развиваться речь, особенно при взаимодействии с развивающим предметом. Поэтому очень важно использовать как можно больше речевых установок при овладении ребенком той или иной развивающей игры, не только показывать действия с предметом в развивающей игре, но и все время неоднократно проговаривать слова, чтобы ребенок запоминал эти слова, таким образом пополняя свой словарный запас. Наряду с этим, особый уровень автономности ребенка вместе с возникновением потребности в освоении предметного мира производит новый тип ведущей предметно-орудийной деятельности. Были выделены следующие этапы овладения ребенком логикой орудия в раннем возрасте [3]:
По мнению М. И. Лисиной [4], типичная форма общения в раннем возрасте — ситуативно-деловое общение со значимым взрослым. Потребность в сотрудничестве со взрослым у ребенка появляется при попытке привлечь внимание взрослого к своей деятельности, ожидании оценки взрослого в случае успеха или неуспеха, принятии успехов и достижений как поощрение.
Ввиду того, что предметно-орудийная деятельность в раннем возрасте приобретает характер ведущей деятельности, то с ее появлением начинает развиваться и предметная игра, которая в дальнейшем формирует предпосылки для развития ролевой игры.
Способ предметных действий ребенка расширяется, воспитатель создает сложные цепочки действий для ребенка, и они могут быть выполнены им (с полутора до 3 лет). Также появляются элементы воображаемой ситуации, ребенок может заменить один предмет другим, так впервые появляется роль.
Воспитатель в этом случае выступает посредником между игровыми предметами и ребенком. Самое главное, чтобы педагог грамотно употреблял слова, которые запоминались бы ребенку для активизации его словаря.
Очень положительно влияет использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста, а именно: игры и игровые упражнения «Семья ежей» — собрать яблоки по цветам, «Цветовой паровозик» — собери паровозик по цвету, «Покорми птичек» — дай птичкам зернышки (собирают по размеру), «Укрась елочку» — нарядить елочку игрушками по размеру и цвету, таким образом это развивает речь детей, сенсорику, мышление, мелкую моторику рук.
Также у детей в раннем возрасте появляется потребность в общение со сверстниками. Общение детей между собой выражено и в двигательной активности, и в проявлении себя. Задача воспитателя помочь каждому ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками, применяя современные методы и приемы работы с детьми. Как раз в этом и помогут дидактические игры и игровые упражнения, применяемые в работе с нетрадиционным оборудованием, которое педагог ежедневно использует в работе с детьми раннего возраста, постоянно проговаривая конкретные слова, предложения, которые дети запоминают и уже потом самостоятельно применяют их в речи в свободной деятельности. Играя совместно с детьми, применяя игровые приемы для решения, например, конфликтной ситуации, воспитатель сможет расположить к себе ребенка и выстроить доверительные отношения с ним. Использование воспитателем нетрадиционного оборудования в работе с детьми раннего возраста способствует их полноценному развитию и воспитанию.
Литература:
- Адидова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте / Л. Адилова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 11. — С. 54–57.
- Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 59–63.
- Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного оборудования «Дошкольная педагогика». — 2008. — № 2. — С. 38.
- Качанова И. А., Трифонова Е. В. Зачем нужна игра и как играют дошкольники. // Современный детский сад. 2011, № 2, с. 48–57.
- Развитие игры детей 2–3 лет. Методическое пособие. / Авт.колл.: Волкова Е. М., Иванкова Р. А., Качанова И. А., Трифонова Е. В. // Под ред. Трифоновой Е. В. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 208 с. (Истоки)
- Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4. — С. 22–32.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»