В статье авторы пытаются определить, как происходит адаптационный период ребенка в детском саду.
Ключевые слова: детский сад, ребенок, предметная деятельность, адаптационный период, социальная среда.
Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Привычные родительские волнения и тревоги... Такие же проблемы встают и перед воспитателем, принимающем в свою группу новичков. И они вполне обоснованы, поскольку известно: изменение социальной среды сказывается как на психическом, таки на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши (полутора-двух лет), которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов.
Установлено, что именно в этом возрасте адаптация происходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Дело в том, что в этот период интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Новые условия и как ответная реакция новые формы поведения требуют определенных усилий и умений со стороны ребенка. От того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться и иногда и полгода) и его дальнейшее развитие.
В настоящее время разрабатываются рекомендации — медицинские и педагогические, направленные на организацию помощи детям, поступающим в детский сад. Цель этих рекомендаций — профилактика детских заболеваний и снижение эмоционального дискомфорта. Однако, облегчающие возникшие тяжелое состояние детей, они не затрагивают порождающий его причин. Вместе с тем ясно: гораздо важнее организовать уход и воспитания за детьми, таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнения физического психического состояния суть которого кроется прежде всего психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребёнка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, психологи.
Со второго полугодия жизни возникает деловое сотрудничество ребёнка со взрослым связанное с овладением им предметной деятельности. Взрослый теперь становится не только источником тепла и благожелательности, но и партнёром сначала по совместным действиям с предметами, а потом и по игре, образцом для подражания, ценителем умений ребёнка. С этого момента начинается приобщение ребёнка к человеческой культуре. В условиях сотрудничества с взрослым малыш овладевает специфическими действиями с предметами, созданными для различных нужд человека: чашкой, ложкой, но и с огромным удовольствием стремится делать всё как взрослые пусть ложка не попадает в рот, а молоко из чашки проливается на стол — ребёнок трудиться самозабвенно и с упоением, упорно стремясь укротить непослушные предметы.
В овладении предметной деятельностью есть очень важная сторона, о которой неслучайно много пишут педагоги и психологи: возникновение и становление игры у детей. В раннем возрасте закладываются основы игры. Здесь роль взрослого является определяющей. Сначала ребёнок играет с реалистическими игрушками, ограничиваясь простыми манипуляциями с ними: перестановкой чашечек, вкладыванием в друг друга кастрюлек. Изредка эти манипуляции приобретают характер игровых эпизодов. Постепенно с помощью взрослого они учиться замещать одни предметы другими. Это знаменует один из важнейших этапов не только в развитии игры у детей, но и в их психическом развитии вообще.
Отсутствие навыков практического взаимодействия с воспитателем, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении с ним усложняют взаимоотношения ребёнка почти со всеми взрослыми, которые окружают в детском саду. Ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатель не всегда может пойти навстречу ребёнку. А постоянные неудачи рождают робость, опасение, переплетающиеся желанием общаться с воспитателем. Таким образом, истоки следует искать в несогласованности затянувшийся эмоциональной формы общения ребёнка с взрослым и становлением новой ведущей деятельности с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничество. Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие.
Нетрудно заметить: неправильно организовано общение с ребёнком задерживает развития предметной деятельности.
Итак, высокий уровень развития предметной деятельности — умение налаживать деловые контакты с взрослыми. Отсюда благополучное эмоциональное ощущение во время пребывания в детском саду и в совокупности — быстрая адаптации.
Какие контакты предпочитает ребёнок — эмоциональные или деловые? Преобладание первой формы свидетельствуют: необходимо формировать более прогрессивную, вторую форму — деловое общение. Разумеется, это не означает, что надо прекратить личностное общение с малышом. Потребность в доброжелательном внимании по-прежнему остается сердцевиной общение, основой его дальнейшего развития. Нужно лишь постепенно обогащать его уже имеющуюся форму общения новыми связями, выдвигая на передний план предметную деятельность и контакты, связанные с ней, предлагать ребёнку новый тип общения. Так, можно на основе прочитанных книг разыгрывать диалоги, игры-драматизации. В начале инициатива полностью в руках взрослого, ребёнок лишь внимательный зритель. Но в силу своей природной активности он обязательно присоединиться к игре. И задача взрослого — научить ребёнка действовать совместно. Взрослый поощряет любые успехи ребёнка, не подавляя его инициативы. Только в таком случае партнёры постепенно меняются местами: инициатором нового типа общения становится ребёнок.
Регулярные сеансы предметных игр длительностью в 10–15 минут сформируют у детей потребность в них. Взрослый, уступая инициативу, постепенно добьётся того, что ребёнок начнёт играть самостоятельно, приучится к дисциплине, к аккуратности: будет знать, что с игрушками обращаются бережно, а по окончании игры их убирают на место. К тому же дисциплинированного ребёнка легче обучить навыкам самообслуживания.
Полезны совместные игры — взрослый и несколько малышей. Центр притяжения в этой ситуации он, взрослый, именно в его руках связывающие нити. Руководя совместной игрой, взрослый формирует умения играть вместе. Но его влияние не должно быть навязчивой; основная задача — вовремя выйти из игры, оставив детей наедине. Небольшой беспорядок в групповой комнате — не такая дорогая цена за полученное удовольствие от общения с ровесником. Ведь атмосфера свободы, веселья — это ещё одно из условий развития оригинального, творческого начала.
Несколько слов об игрушках. Будущие ролевые игры носят всегда предметный характер. Поэтому навыки предметного взаимодействия полезно развивать уже в раннем возрасте. Однако запомним: предметные игры совмещают с общением. В противном случае дети, поглощенные игрушками, перестанут обращать внимание на сверстника, не смогут вспомнить того, с кем они играли. Практика подсказывает успешность такого педагогического приема. За столиком с игрушками разместите несколько детей. Взрослый рядом. Его задача: наблюдать за игрой, обращать внимание на положительные действия партнёров. Оказывается, умение заметить партнёра, разделить ним общее дело, выразив ему одобрение и ласку, дается не так-то просто. Дети слишком заняты собой и ждут внимания только к себе. Систематические занятия постепенно дадут свои положительные всходы, а в детском саду обернуться умением общаться с сверстниками, что, несомненно, поможет быстрее освоиться в новой социальной среде.
В каком бы возрасте ребёнок не поступал детский сад, надо помнить: сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена только подготовленностью к ним. А успешной подготовкой оказывается в том случае, когда учитываются психологические особенности ребёнка этого возраста, характер его связи с взрослыми и сверстниками.
Литература:
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В.. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
- Турченко, В. И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В. И. Турченко. — М.: Флинта, 2016. — 256 c.