Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кислых, Л. В. Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению / Л. В. Кислых, С. В. Погорелова, Е. Н. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 108-109. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106765/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Ключевые слова: детский сад, адаптационный период, дошкольное учреждение, родитель, период адаптации.

Работа с родителями — неотъемлемая часть работы дошкольного учреждения. Она проходит важной линией через всё пребывание ребенка в детском саду и берет свое начало в адаптационный период.

Поступление ребенка в детский сад — сложный период не только для самого малыша, но и для его родителей. Важно помочь родителям пройти период адаптации вместе с ребенком. В адаптационный период педагог дошкольной организации должен оказать посильную помощь не только воспитанникам, но и их родителям.

Проблемой адаптационного периода были озабочены многие учёные, педагогики и психологи, такие как К. П. Печора, Г. В. Пантюхина, В. Г. Алямовская, Н. Д. Ватутина, Т. Н. Доронова, Э. Л. Фрухт, Е. Смирнова, Н. Пикулева, В. Сотникова.

Г. В Пантюхина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева в своих трудах отмечали, что «в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным» [4].

Н. Б. Басова определяет адаптацию как «перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [1].

Для успешного прохождения адаптационного периода О. А. Терехина и В. С. Богославская отмечали следующие принципы [5]:

  1. Принцип гуманизма как основополагающий.
  2. Принцип природосообразности и индивидуализации.
  3. Принцип оздоровительной направленности.
  4. Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения.
  5. Принцип взаимодействия семьи и ДОУ.
  6. Принцип профессионального сотрудничества.
  7. Рефлексивный принцип.

Термин «адаптация» от лат. adaptare — приспособлять — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условия. Таким образом, адаптацию к детскому саду ребенок проходит вместе со своими родителями.

В адаптационный период дошкольника, его родители могут столкнуться со следующими проблемами:

— родитель может быть не готов к негативной реакции ребенка на ДОУ;

— родитель может испытывать гиперопеку или гипоопеку;

— родитель может быть строг к ребенку, прибегать к наказанию, игнорировать слёзы;

— родитель полностью перекладывает ответственность на дошкольное учреждение.

Однозначно, как показывает практика, большинство испытывают трудности в адаптационный период. Задача родителей — быть готовыми к любой реакции ребенка, задача детского сада — не навредить. Вступайте в диалог с воспитателями, пользуйтесь консультациями психологов. Заранее сходите на экскурсию, ознакомьтесь с режимом ДОУ, во сколько сон, во сколько прием пищи и т. д., старайтесь приучать ребенка и дома к этому режиму. Важно работать «в команде» с педагогами.

Не пугайтесь негативной реакции ребенка, не игнорируйте слезы, не прибегайте к наказанию. Наоборот, постарайтесь дать больше тепла и внимания, не забывайте разговаривать со своим ребенком о том, как прошел его день, что кушал, какое было занятие, хвалите даже за «маленькие» победы.

Обязательно предупредите воспитателя об индивидуальных и физиологических особенностях ребенка.

Нами была подобрана литература для родителей и их малышей, которая существенно облегчит адаптационный период:

А. Грецкая «Макс в детском саду. Советы маленького динозаврика».

А. Сметанин «С чего начинается ссора».

А. Хворост «Катя Хвостикова идет в детский сад».

А. А. Быкова «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!».

Е. Ульева «В детский сад без слез».

И. Зартайская «Матюша идет в детский сад», «Моя мама не хочет идти в детский сад. Полезные советы».

К. Козловская «Правила поведения. Идём в детский сад».

Л. Шнайдер «Конни идёт в детский сад».

М. Рупасова «Все в сад!».

О. Пенн «Поцелуй в ладошке».

С. Бардуздин «Про Светлану».

С. Макеев «Настин секрет».

Т. Рабцева «Вовка идёт в детский сад».

Ю. Беднарек «Дуся и Поросёнок Бобик. Первый день в детском саду».

Для снижения тревожности ребенка, стабилизации его психоэмоционального состояния и регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы можно использовать следующие игры и упражнения: «Полянка настроения», «Колючий ёж», «Бабочка на весеннем лугу», «Дом счастливого ребенка», «Рвакля», «Слон у папы на спине» «Дышим животиком», «Легкое перышко», а также игры с водой, песком, коробками [1].

Журнал «Для самых-самых маленьких». Я иду в детский сад. Проблемы адаптации и Зайка идет в садик. Проблемы адаптации.

Детский сад — это дом детства для каждого ребенка, и наша задача — сделать его пребывание в учреждении интересным и запоминающимся.

Литература:

  1. Басова, Н. Б. Педагогика и практическая психология / Н. Б. Басова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 456 c. — Текст: непосредственный.
  2. Белая, К. Занятия с малышами в детском саду / К. Белая. — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. — 56 c. — Текст: непосредственный.
  3. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 149 c. — Текст: непосредственный.
  4. Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева. — Москва: ВЛАДОС, 2002. — 154 c. — Текст: непосредственный.
  5. Терехина, О. А. Здравствуй детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. — 91 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, адаптационный период, дошкольное учреждение, родитель, период адаптации, негативная реакция ребенка, Печора, поступление ребенка, проблема адаптации, ребенок.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

В статье рассмотрены условия адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Проанализированы причины страха детей, возникающие при посещении ДОУ.

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Оценка физического развития детей на этапе поступления в дошкольное учреждение

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Педагогическое сопровождение адаптации дошкольника к условиям детского сада

Статья посвящена обоснованию необходимости специальной организации деятельности педагогов ДОУ по эффективному сопровождению процесса адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Задать вопрос