В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Ключевые слова: детский сад, адаптационный период, дошкольное учреждение, родитель, период адаптации.
Работа с родителями — неотъемлемая часть работы дошкольного учреждения. Она проходит важной линией через всё пребывание ребенка в детском саду и берет свое начало в адаптационный период.
Поступление ребенка в детский сад — сложный период не только для самого малыша, но и для его родителей. Важно помочь родителям пройти период адаптации вместе с ребенком. В адаптационный период педагог дошкольной организации должен оказать посильную помощь не только воспитанникам, но и их родителям.
Проблемой адаптационного периода были озабочены многие учёные, педагогики и психологи, такие как К. П. Печора, Г. В. Пантюхина, В. Г. Алямовская, Н. Д. Ватутина, Т. Н. Доронова, Э. Л. Фрухт, Е. Смирнова, Н. Пикулева, В. Сотникова.
Г. В Пантюхина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева в своих трудах отмечали, что «в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным» [4].
Н. Б. Басова определяет адаптацию как «перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [1].
Для успешного прохождения адаптационного периода О. А. Терехина и В. С. Богославская отмечали следующие принципы [5]:
- Принцип гуманизма как основополагающий.
- Принцип природосообразности и индивидуализации.
- Принцип оздоровительной направленности.
- Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения.
- Принцип взаимодействия семьи и ДОУ.
- Принцип профессионального сотрудничества.
- Рефлексивный принцип.
Термин «адаптация» от лат. adaptare — приспособлять — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условия. Таким образом, адаптацию к детскому саду ребенок проходит вместе со своими родителями.
В адаптационный период дошкольника, его родители могут столкнуться со следующими проблемами:
— родитель может быть не готов к негативной реакции ребенка на ДОУ;
— родитель может испытывать гиперопеку или гипоопеку;
— родитель может быть строг к ребенку, прибегать к наказанию, игнорировать слёзы;
— родитель полностью перекладывает ответственность на дошкольное учреждение.
Однозначно, как показывает практика, большинство испытывают трудности в адаптационный период. Задача родителей — быть готовыми к любой реакции ребенка, задача детского сада — не навредить. Вступайте в диалог с воспитателями, пользуйтесь консультациями психологов. Заранее сходите на экскурсию, ознакомьтесь с режимом ДОУ, во сколько сон, во сколько прием пищи и т. д., старайтесь приучать ребенка и дома к этому режиму. Важно работать «в команде» с педагогами.
Не пугайтесь негативной реакции ребенка, не игнорируйте слезы, не прибегайте к наказанию. Наоборот, постарайтесь дать больше тепла и внимания, не забывайте разговаривать со своим ребенком о том, как прошел его день, что кушал, какое было занятие, хвалите даже за «маленькие» победы.
Обязательно предупредите воспитателя об индивидуальных и физиологических особенностях ребенка.
Нами была подобрана литература для родителей и их малышей, которая существенно облегчит адаптационный период:
А. Грецкая «Макс в детском саду. Советы маленького динозаврика».
А. Сметанин «С чего начинается ссора».
А. Хворост «Катя Хвостикова идет в детский сад».
А. А. Быкова «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!».
Е. Ульева «В детский сад без слез».
И. Зартайская «Матюша идет в детский сад», «Моя мама не хочет идти в детский сад. Полезные советы».
К. Козловская «Правила поведения. Идём в детский сад».
Л. Шнайдер «Конни идёт в детский сад».
М. Рупасова «Все в сад!».
О. Пенн «Поцелуй в ладошке».
С. Бардуздин «Про Светлану».
С. Макеев «Настин секрет».
Т. Рабцева «Вовка идёт в детский сад».
Ю. Беднарек «Дуся и Поросёнок Бобик. Первый день в детском саду».
Для снижения тревожности ребенка, стабилизации его психоэмоционального состояния и регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы можно использовать следующие игры и упражнения: «Полянка настроения», «Колючий ёж», «Бабочка на весеннем лугу», «Дом счастливого ребенка», «Рвакля», «Слон у папы на спине» «Дышим животиком», «Легкое перышко», а также игры с водой, песком, коробками [1].
Журнал «Для самых-самых маленьких». Я иду в детский сад. Проблемы адаптации и Зайка идет в садик. Проблемы адаптации.
Детский сад — это дом детства для каждого ребенка, и наша задача — сделать его пребывание в учреждении интересным и запоминающимся.
Литература:
- Басова, Н. Б. Педагогика и практическая психология / Н. Б. Басова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 456 c. — Текст: непосредственный.
- Белая, К. Занятия с малышами в детском саду / К. Белая. — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. — 56 c. — Текст: непосредственный.
- Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. — 149 c. — Текст: непосредственный.
- Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Л. Г. Голубева. — Москва: ВЛАДОС, 2002. — 154 c. — Текст: непосредственный.
- Терехина, О. А. Здравствуй детский сад!: психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О. А. Терехина, В. С. Богословская. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006. — 91 c. — Текст: непосредственный.