Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 12.04.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Орешкина, Е. В. Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания / Е. В. Орешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 325-328. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90190/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Ключевые слова: воспитание, воспитанники, мотивация, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, рефлексия, индивидуальность, педагогическое сопровождение.

The article presents the experience of overcoming the problems of the children of the orphanage, which they acquired while living with their parents

Keywords: upbringing, pupils, motivation, orphans and children left without parental care, reflection, individuality, pedagogical support.

Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед.

Евгений Доманский

Проблема отношения школы и общества к детям, лишенным родительского попечения и проживающих в детских домах, является одной из сложных проблем социализации. Если учитывать, что лишь 4,7 % детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, характеризуются как практически здоровые, а остальные имеют хронические патологии, преимущественно центральной нервной системы, сложные соматические заболевания, то начало задержек интеллектуального развития формирует множественные нарушения в психическом и интеллектуальном развитии. Изучение проявлений черт характера воспитанников детского дома показало, что многим из них присуща враждебность и недоброжелательность к людям, эгоизм, лень, потребительское отношение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к личной и общественной собственности, стремление к разрушению, трусость, завистливость, депрессивность, отчужденность в отношениях, отставание в учёбе.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 г.№ 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания детей разного возраста и состояния здоровья, полнородных и неполнородных братьев и сестёр, детей — членов одной семьи. Теперь это разновозрастные группы. Наши воспитанники имеют разный интеллектуальный уровень, свой приобретенный социальный опыт, который получили от родителей. Многие из них неуспешны в школе, с трудом запоминают буквы, не умеют читать (хотя учатся во 2 классе). Такие ребята учебные занятия посещают без желания, из-за неудач не расстраиваются. Одни учатся легко, словно играючи, а другим, для приобретения тех же знаний, требуются усилия. У воспитанников детского дома наблюдается острое ощущение собственного положения «Почему это произошло со мной?», неуспешность в познавательной деятельности, школьном обучении, недостаточно развитые коммуникативные навыки.

С учетом основополагающего права ребенка жить и воспитываться в семье первостепенной задачей является создание условий для сохранения проживания в семье. В случае невозможности сохранения проживания в семье, ребенок помещается в организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В таких случаях создаются необходимые условия для восстановления детско-родительских отношений. Если сделать это не удается, то ребенка устраивают в замещающую семью. Поэтому группы, в которых проживают воспитанники нашего детского дома, часто обновляются и эти проблемы возникают снова и снова.

Краткосрочное пребывание детей в учреждении требует новых технологий сопровождения и оптимальных оперативных решений возникающих задач. Первый социальный опыт воспитанники приобретают от родителей и запоминают его надолго. А он, к сожалению, отрицательный. Родители нигде не работают, пропивают детские пособия, которые получают от государства. Поэтому за короткое время надо помочь воспитанникам освоить социальные компетенции, которые сделают их социально привлекательными для проживания в семье. Моя задача — организовать индивидуальное сопровождение каждого ребенка для преодоления тех приобретенных проблем, которые ему мешают успешно адаптироваться в социуме.

За небольшой срок проживания в детском доме ребенок должен научиться ориентироваться в сложных явлениях современной жизни, овладеть персональными умениями, развить волевые качества. Сформированная познавательная мотивация в младшем школьном возрасте, профессиональное самоопределение в старших классах, позволяет детям в дальнейшем приобрести профессию.

Постоянно повышающиеся требования к содержанию и организации обучения и воспитания приводят к необходимости поиска новых, более эффективных педагогических подходов. Эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительных отношений между педагогом и воспитанником. Ребята детского дома требуют особого такта в построении взаимоотношений с ними. Необходимы такие формы воспитательной работы, которые при групповом проживании, были бы адресованы каждому отдельному ребенку. В качестве одной из таких форм, я использую работу с тетрадями достижений, целью которой является развитие социально важных качеств воспитанника, через организацию рефлексивного мышления.

Данная форма работы предусматривает реализацию следующих задач:

— помочь воспитаннику в раскрытии его внутренних способностей и обретении уверенности в своих силах;

— развивать навыки социального поведения.

— научить планировать и корректировать свою деятельность, правильно выбирать средства достижения цели.

Тетрадь достижений состоит из следующих блоков:

  1. Самопознание и управление саморазвитием: «Пять минут наедине с собой», «Моя мечта», «Познай себя», «Какой Я?», «Самооценка», «Мои недостатки», «Мои чувства и эмоции», «Мои способности», «Мои потребности», «Учимся планировать свои дела», «Режим дня», «Законы школьной жизни», «Умею ли я учиться?».
  2. Развитие личностных качеств: «Личностные качества», «Характер», «Моя самооценка», «Уверенность в себе», «Целеустремленность», «Организованность», «Ответственность», «Есть ли у тебя проблемы?», «Жизненно необходимые умения», «Коммуникабельность», «Самоорганизованность», «Самостоятельность», упражнения на снятие гнева и раздражительности.
  3. Развитие эффективной коммуникации: «Взаимоотношения», «Я восхищаюсь людьми, которые…», «Мне не нравятся люди, которые…» «Учимся делать комплименты», «Портрет хорошего друга», «Настоящий ли я друг?», «Конфликты», «Что думают обо мне другие», «Как привлечь к себе внимание и завоевать доверие людей», «Портрет толерантной личности», «Учимся работать в команде».
  4. Оценка достижений: «Мои достижения и неудачи», «Лестница успеха».

Через такую форму ребята учатся понимать, чем мечта отличается от реальности, что нужно сделать каждому, чтобы мечта осуществилась, как добиться успехов. В тетради достижений ребята составляют план, учатся анализировать, ставить перед собой цель, рефлексировать и т. д., постоянно работают над собой и изменяют себя.

Самира: «Я люблю работать с тетрадями достижений, потому что размышляю и стараюсь изменить себя», Витя: «Выйдя из стен детского дома, я понял, как это важно, что я научился самоорганизованности, коммуникабельности, стал уверенным в себе», Игорь: «Я научился учиться, не боюсь высказывать своё мнение, у меня хорошие оценки», первоклассник Сережа: «Я попросил помочь мне научится читать и теперь стал читальником!»

Работая с тетрадями достижений воспитанников:

— ориентируюсь на перспективы, резервы, задачи мотивации в каждом конкретном возрасте;

— сохраняю уважительное отношение к личности воспитанника;

— совместно с детьми разрабатываю правила и нормы проживания в группе;

— ежедневно на дневном сборе обсуждаю с ребятами дела в школе, на вечернем сборе провожу рефлексию;

— создаю для детей ситуации успеха;

— —формирую ответственность детей перед собой и коллективом за выполнение того или иного поручения, поощряю выполнение;

— вовлекаю во все мероприятия, проводимые в детском доме и группе;

— —использую эмоциональность и занимательность во время занятий;

— обучаю способам и приёмам самостоятельного учения;

— обучаю самооцениванию и самоконтролю.

В результате моей работы воспитанники:

— понимают свою индивидуальность, свой внутренний мир;

— устанавливают и поддерживают контакты, сотрудничают и решают конфликтные ситуации, находят компромиссные решения;

— умеют выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонации;

— оказывают помощь другим детям в трудной ситуации;

— стремятся быть успешными в школе;

— становятся социально привлекательными для потенциальных приемных родителей.

Литература:

  1. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. Практическое пособие. Издательство: Айрис –пресс, 2006.
  2. Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В.; Под ред. Т. В. Черниковой, Личностное портфолио старшеклассника — 2 –е изд., стереотипное — М.: Глобус, 2007.
  3. ПазухинаИ. А. Давай познакомимся. Практическое пособие. Санкт — Петербург. 2008.
  4. Постановление Правительства РФ то 24 мая 2014г. № 481 «О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Рожкова Т. Н. Кому доверить мечты. Детский дневник. Стр.1 -12.2001.
  6. Семейный кодекс РФ, ФЗ № 223 — ст.155.1 Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030г».
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, тетрадь достижений, воспитанник, воспитательная работа, группа, детский дом, дом, интеллектуальное развитие, попечение родителей, ребенок сирот.


Похожие статьи

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме

Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Похожие статьи

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются дети-сироты в период их усыновления. Даются рекомендации, помогающие облегчить их интеграцию в новую семью.

Подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в социуме

Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в условиях центра содействия семейному воспитанию (из опыта работы)

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями, наиболее важным являются следующие функции: коррекционно-развивающая, реабилитационная и компенсирующая, цель которых — восстановление психофизического, а также социального ста...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ

В данной статье рассмотрены проблемы, которые проявляются непосредственно в процессе адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Взаимодействие семьи и дошкольной образовательной организации по воспитанию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается воспитание детей дошкольного возраста в семье. Особое внимание авторы уделяют развитию педагогического опыта у родителей. Анализируются проблемные зоны в совместном воспитании родителями и дошкольной образовательной организац...

Взаимодействие семьи и педагогов детского сада в период адаптации детей к условиям детского сада

Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов детского сада и семьи в адаптационный период. Суть статьи состоит в том что, семья и детский сад, являются основными воспитательными структурами для ребенка.

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Задать вопрос