Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 04.10.2020

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Чумакова, Ю. А. Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети» / Ю. А. Чумакова, Е. А. Селищева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5571/ (дата обращения: 22.12.2024).



Главной задачей педагогов, работающих в государственном бюджетном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Белгородский центр развития и социализации ребёнка «Южный», является социально-ориентированная адаптация воспитанников и успешная их интеграция в общество.

Вызвано это тем, что выпускники детского дома, очень часто не могут реализовать себя в жизни, жить в гармонии с нравственными нормами и законами социума. Переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни является одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей.

Иными словами, выходя за его порог, они умеют быть «сиротой», надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.

Одним из важных и перспективных средств, направленных на преодоление сложностей социализации бывших воспитанников, является создание модели сопровождения выпускников.

Результаты многолетних наблюдений, показали, что более ресурсными для организации сопровождения выпускников будут являться те учреждения, в которых воспитывались выпускники. Это обосновывается тем, что, во-первых, психолого-педагогическое сопровождение осуществляется значимыми для выпускника педагогами, владеющими информацией о его индивидуальных особенностях и компетенциях, опытом работы с детьми-сиротами; во-вторых, обеспечивается преемственность и пролонгированность в сопровождении выпускников в постинтернатный период.

Внедрение этой модели не связано с созданием новой инфраструктуры. Служба постинтернатного сопровождения «Взрослые дети» организована в структуре уже существующей организации — детский дом «Южный» в 2009 году, основным видом ее деятельности является организация постинтернатной адаптации сирот. Служба постинтернатного сопровождения выпускников создана за счет рационального использования ресурсов, имеющихся в образовательном учреждении, специалисты службы — это сотрудники детского дома.

Отличительными особенностями сопровождения как социально-педагогической технологии являются: сосредоточенность на всей жизненной ситуации воспитанника; непрерывный характер и достаточно продолжительный временной интервал реализации, обеспечивающий совместное «прохождение» определенного участка жизненного пути, ориентированность на долгосрочный эффект, поддержка достигнутых изменений.

Целью Службы постинтернатного сопровождения является организация индивидуального сопровождения выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

В соответствии с выдвинутой целью планируется решение следующих задач:

− содействие адаптации выпускников к условиям жизни и дальнейшего профессионального обучения в организациях профессионального образования;

− защита прав и интересов выпускников;

− оказание квалифицированной социально-педагогической, психологической, юридической, медицинской и иной помощи;

− профилактика и коррекция отклоняющегося поведения выпускников;

− социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.

Службой апробируется системный подход к прогнозированию перспективного и текущего планирования: создана комплексно-целевая программа Службы сопровождения выпускников, разрабатываются месячные планы специалистов Службы. Все планы взаимосвязаны и нацелены на выполнение поставленных задач. По итогам реализации планов составляются аналитические справки, которые обсуждаются на педагогических советах, совещаниях при директоре.

Специалистами Службы создана система сбора, обработки, хранения информации по работе с выпускниками детского дома, диагностические методики, методические материалы. Банк данных содержит материалы по теоретическим и практическим аспектам управления. Проводится мониторинг работы по данным направлениям, анализируются и корректируются конкретные пути совершенствования работы Службы постинтернатного сопровождения выпускников «Взрослые дети».

Одна из важных задач управленческой системы — совершенствование работы Службы сопровождения, поиск новой системы учета достижений, проведение педагогического эксперимента, внедрение новых программ. Действует система взаимодействия директора детского дома со специалистами Службы, отработана система взаимодействия с выпускниками, специалистами учебных заведений города и области, социумом.

Система постинтернатного сопровождения выпускников состоит из двух ступеней:

I ступень — подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома.

II ступень — сопровождение выпускника в постинтернатный период.

Подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах детского дома осуществляется в соответствии с программой психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей-сирот (М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. С. Травникова, С. Г. Шанихина), авторской программой детского дома «Дорога к дому» (Н. И. Медведева, Т. Н. Родная, Е. А. Селищева, Ю. А. Чумакова), методическим пособием: «Открытое образование и региональное развитие концепции и практики индивидуализации» (Т. М. Ковалева).

Сотрудники Службы сопровождения четко представляют, каким должен стать в процессе воспитания на рубеже своей новой самостоятельной жизни выпускник детского дома:

− иметь базовое образование, соответствующее уровню интеллектуального развития;

− получить профессиональную подготовку и трудоустройство;

− владеть навыками культурного общения и быть социально адаптированным;

− иметь жилье, предметы первой необходимости, зарплату;

− вести здоровый образ жизни, без вредных привычек, соблюдать личную гигиену.

Модель идеального выпускника является своеобразной целью для специалистов Службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети».

В интересах всестороннего развития личности ребенка эффективно используется воспитательное и развивающее пространство нашего города: ребята посещают музеи, предприятия и организации, ДК «Космос», Спортивный комплекс «Оранжевый лед», кинотеатры. В стенах детского дома воспитанники занимаются в кружках различной направленности (художественного рукоделия, вокала, театральном и хореографическом); участвуют в спартакиадах, конкурсах, посещают тренажерный зал, спортивные секции учреждения и города.

В летний период из числа старших воспитанников формируются бригады, которые выполняют определенную работу через службу занятости населения г.Белгорода и получают заработную плату. Приветствуется и кратковременная подработка воспитанников в свободное от учебы время. Таким образом, еще находясь в стенах детского дома, воспитанники приобретают и первый опыт производственных отношений, и опыт распределения средств на собственные нужды.

Для обеспечения комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка в воспитательном процессе создан и успешно работает психолого-медико-педагогический консилиум, который проводит анализ динамики развития ребенка, решает появляющиеся проблемы. По решению консилиума и заявления выпускника, допускается проживание сопровождаемого в детском доме на срок, прописанный в договоре: при наличии общежития в учебном учреждении до исполнения выпускнику 18 лет, при его отсутствии — до окончания обучения и предоставления жилья.

На основе комплексной диагностики на каждого ребенка заводится Дневник индивидуального развития, который ведется до конца пребывания ребенка в детском доме.

Специалисты Службы сопровождения выпускников в соответствии с поставленными целями и задачами оптимизации процесса социализации и интеграции детей-сирот используют открытые образовательные технологии:

− разрабатывают для выпускника маршрут постинтернатной адаптации, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогического консилиума детского дома и с учетом пожеланий и предложений выпускника;

− проводят с выпускниками занятия, направленные на повышение юридической грамотности «Юристом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан», экскурсии, посещают «Дни открытых дверей» в учебных заведениях;

− воспитанники участвуют в разработке буклета «Спутник выпускника», ежеквартального журнала «Мы-южане», в региональном конкурсе «СтартБатл» в рамках реализации проекта региональной системы постинтернатного сопровождения детей–сирот на территории Белгородской области «Вместе к успеху», принимают участие в заседаниях областного детского общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Белгородской области;

− организуют торжественные выпускные вечера для выпускников.

Таким образом, педагогический коллектив ломает стереотип «сироты», помогает выпускнику детского дома перейти в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Специалисты Службы сопровождения помогают выпускникам в период перехода из мира в детском доме, в мир социума, создают среду общения, положительные ценностные представления, помогают сделать в жизни первые самостоятельные шаги, обеспечивают успешностью и запасом положительного опыта.

Основные направления работы II ступени системы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети» следующие:

− мониторинг определения готовности выпускников к самостоятельной жизни путем освоения авторской программы «Дорога к дому»;

− развитие форм кураторства и наставничества среди сотрудников;

− взаимодействие с образовательными организациями, в которых продолжают обучение выпускники;

− привлечение учреждений, службы занятости, благотворительных организаций, общественных организаций к решению вопросов социальной адаптации выпускников;

− осуществление комплексной психолого-медико-педагогической диагностики обратившихся выпускников с целью выявления проблем;

− защита социальных прав и гарантий;

− реализация индивидуального маршрута постинтернатной адаптации;

− осуществление информационно-аналитической работы, повышение профессиональной компетенции сотрудников детского дома в вопросах постинтернатного сопровождения выпускников.

Деятельность по достижению целей постинтернатного сопровождения подразделяется на два основных этапа: подготовительный и деятельный.

На подготовительном этапе стратегия работы с выпускником определяется на основе диагностики уровня его социальной адаптации — бытовых условий, характера занятий, круга общения, наличия социальных и психологических проблем, родителей или родственников.

На основании полученной информации специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускника и пути их решения, определяются степень их сложности. Сопровождение подразумевает оказание психолого-педагогической, социальной, юридической помощи, обследование условий проживания выпускника, мониторинг жизнеустройства, а также помощь молодым семьям с детьми из числа выпускников, организация совместного досуга и отдыха выпускников и воспитанников, проживание в каникулярное время и выходные дни в детском доме.

Выпускники, находящиеся в социально опасном положении, или попавшие в трудную жизненную ситуацию (переживающие кризисные события в жизни, неблагоприятные семейные обстоятельства, заболевания, отсутствие жилья и т. д.) нуждаются в первоочередной помощи специалистов Службы сопровождения.

Задачей деятельного этапа является защита прав и интересов выпускников, разработка и осуществление предложений по социально-психологической коррекции опыта выпускников с целью подготовки их к позитивному жизненному выбору.

Алгоритм взаимодействия с выпускником:

− кураторство (значимый для выпускника человек);

− сбор и систематизация информации о проблемах выпускника в постинтернатный период;

− обращение выпускника в службу;

− изучение специалистами проблем выпускника;

− разработка индивидуального плана помощи (юридическая, психологическая, медицинская);

− реализация индивидуального маршрута сопровождения;

− мониторинговое отслеживание социальной адаптации;

− аналитико-методическая деятельность службы;

На каждого выпускника ведется личное дело «Маршрут сопровождения», где указываются даты, проделанная работа тем или иным специалистом службы и результаты работы.

В процессе работы ведется журнал регистрации работы специалистов службы, где отражается проделанная работа. Ведение данного журнала позволяет держать на контроле проблемы выпускников и отслеживать результаты оказания помощи. На основании данного журнала ведется мониторинг деятельности службы и составляется отчетность.

Для осуществления совместной работы службы сопровождения детского дома и учреждения профессионального образования, заключены договора о взаимодействии по постинтернатной адаптации выпускников. Специалисты службы посещают выпускников по месту их учебы с целью контроля успеваемости, посещаемости, жизнеустройства в общежитии, делаются официальные запросы. В случаях отказа от дальнейшего обучения, прогулов, опозданий, специалисты службы выявляют причины нежелания учиться, проводят индивидуальные беседы. В случае изменения интересов к профессии, смене места жительства служба оказывает содействие в переводе в другое учебное заведение и в получении профессии, которую выбрал выпускник.

В период получения первого профессионального образования специалисты проводят беседы с выпускниками детского дома с целью мотивации их к получению следующей ступени образования и оказывают содействие в этом.

Работа службы постоянно корректируется с учетом диагностики выпускников, для чего проводиться анкетирование, изучение социальной компетентности выпускников, диагностика профессиональной направленности личности и профпригодности воспитанников и выпускников детского дома.

Критерии успеха достижения цели работы Службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети» можно легко оценить по нескольким факторам. В частности, наличие и ступень образования выпускников, постоянство работы и продолжительность работы на последнем месте, сохранность и состояние жилья, готовность к созданию семьи или наличие собственной семьи, постоянность отношений, моральные устои, порядок проведения досуга, экономическое состояние, активность в обществе.

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Сохранение и укрепление психоэмоционального и интеллектуального здоровья детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс автодидактического многофункционального пособия «Артпланшет»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Похожие статьи

Формирование цифровой грамотности обучающихся начальных классов в системе урочной и внеурочной деятельности (элемент проекта «Создание электронного словаря»)

Интернет-кафе в детском доме как условие эффективного внедрения ИКТ и социализации воспитанников (из опыта работы педагога дополнительного образования детского дома)

Инновационный проект по созданию модели духовно-нравственного воспитания через реализацию сетевого проекта «Юные кадеты»

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Сохранение и укрепление психоэмоционального и интеллектуального здоровья детей раннего возраста посредством включения в образовательный процесс автодидактического многофункционального пособия «Артпланшет»

Развитие технического творчества у дошкольников в рамках реализации парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Основные идеи технологии личностно ориентированного воспитания как средство эффективной социализации обучающихся с ОВЗ

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Задать вопрос