Представление собственного педагогического опыта воспитателя «Шахтинского центра помощи детям № 3» В. В. Королёвой по теме «Подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика социальной работы

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 02.06.2017

Статья просмотрена: 1245 раз

Библиографическое описание:

Королёва, В. В. Представление собственного педагогического опыта воспитателя «Шахтинского центра помощи детям № 3» В. В. Королёвой по теме «Подготовка воспитанников центра к самостоятельной жизни» / В. В. Королёва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2519/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни [11]. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. Низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов — бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. Состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью [1]. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Выпускники детского дома находятся чаще всего в состоянии психологического стресса. Объясняется это тем, что в учреждении позиция детей-сирот носила в значительной мере «объектный» характер, о них заботились, их обеспечивали всем необходимым. При выходе из учреждения характер позиции этих же детей нормативно становится «субъектным». Они сами должны обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Иначе говоря, выпускникам фактически предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. В итоге перед выпускниками стоят две насущные задачи:

– как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;

– как выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Наиболее характерными затруднениями выпускников в период постинтернатной адаптации являются:

– проблемы интеллектуального, эмоционального и личностного развития;

– затруднения профессионального самоопределения, дальнейшего профессионального образования и трудоустройства;

– затруднения в самостоятельной организации быта и досуга, непрактичность;

– затруднения в ориентации в системе служб социальной поддержки;

– правовая некомпетентность;

– возврат в кризисные условия после выпуска.

В результате выпускники зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий и противоправную деятельность.

Готовность воспитанников ксамостоятельной жизни — одна из основных задач деятельности нашего центра. Судьба выпускников во многом зависит от той помощи и поддержки, которую они могут получить после ухода из учреждения. Нельзя рассчитывать на то, что к моменту выпуска из учреждения воспитанники будут в полной мере подготовлены к самостоятельному решению взрослых проблем. Такого уровня готовности к взрослой жизни не удается достичь и в условиях семейного воспитания, но эта неподготовленность обычно компенсируется помощью родителей, которые берут на себя решение возникающих у детей проблем. Выпускники же не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем. Как уже говорилось, это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др. Поэтому возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения выпускников на этапе их социальной адаптации.

Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана реализуемая социально-педагогическая программа предпостинтернатной подготовки и постинтернатной поддержки выпускников «Взрослый мир», которая является результатом обобщения опыта отечественных авторов по вопросам социализации детей-сирот, с использованием опыта работы педагогического коллектива ГКУСО РО Шахтинского центра помощи детям № 3.

Отличительной особенностью данной программы является необходимость организации деятельности с выпускниками не только во время поститнтернатного сопровождения, но и на предпостинтернатном этапе.

Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе должна начинаться с момента поступления ребенка в учреждение. Эта работа должна включать в себя:

  1. Создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных «семейных групп», наличие постоянных воспитателей в группах);
  2. Разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;
  3. Обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;
  4. Формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников может сыграть обеспечение так называемого «наставничества», предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники центра или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (учреждения профессионального образования, предприятия, общественной организации), а также волонтеры.

На основе проведенных исследований личности выпускников, а также результатов процесса адаптации выделяют несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации и, соответственно, требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа — выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в детском доме.

Вторая группа — выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа — выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития, а также нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством, отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи и организации сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации, которые могут быть оказаны усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения [9, c. 45].

Отсутствие системы или наличие неэффективной работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников приводит к тому что, покидая детский дом, молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются не готовыми к самостоятельной жизни и у них возникают такие проблемы как:

– ведение иждивенческого образа жизни;

– формирование алкогольной или наркотической зависимости;

– совершение правонарушения, вовлечение в преступную деятельность.

Цель программы: организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

  1. Оказывать социальную и психологическую помощь выпускникам детского дома на начальном этапе их самостоятельной жизни;
  2. Содействовать адаптации выпускника к условиям жизни и обучения в образовательном учреждении профессионального образования.
  3. Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника.
  4. Создавать условия для успешной социализации выпускника после окончания им учебного заведения.

Реализация программы предполагает предпостинтернатное сопровождение воспитанников 8(10) классов и социальную адаптацию выпускников 9(11) классов вплоть до достижения ими возраста 23 лет.

Факторы риска для данной целевой группы:

– отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ);

– травмирование личности самой ситуацией брошенности;

– ограниченность общественных контактов;

– заученная беспомощность, невостребованность таких ресурсов, как поисковая активность и внутренние способности;

– недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);

– ранняя алкоголизация;

– склонность к противоправным действиям.

Принципы, на основе которых реализуется программа:

– гуманизма

– демократизации отношений

– индивидуального личностного подхода к судьбе каждого ребенка

– творчества и свободы

– свободы и выбора

– деятельности

– комплексности и целостности

– научности

– систематичности и последовательности

– мультидисциплинарности

– переориентации иждивенческой психологии на стремление справиться с жизненными проблемами собственными силами

– адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник

– гарантии непрерывного и всестороннего сопровождения выпускника

– деятельностного подхода (обязательная активность каждого участника программы, личная заинтересованность в ее реализации)

– ориентации на работу в современном правовом поле

– конфиденциальности

Технология реализации программы предполагает последовательное проведение работы по следующим этапам:

  1. Предпостинтернатная подготовка воспитанника.

Цель: оценка возможностей и выработка мер по подготовке к социальной адаптации воспитанника.

Индивидуальная программа постинтернатной подготовки воспитанника (ИППП) является социально-педагогической технологией направленной на активное включение воспитанника в процесс разрешения своих проблем (удовлетворения своих потребностей).

  1. Постинтернатное сопровождение.

Цель: реализация практических мер по постинтернатному сопровождению адаптации в зависимости от типа выпускника.

Составляется индивидуальный маршрут постинтернатной адаптации выпускника. Перечень мероприятий и срок их реализации зависит от типа постинтернатного сопровождения.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. В результате реализации программы выпускник должен:

– владеть навыками общения со старшими, сверстниками и младшими.

– соблюдать культуру поведения в общественных местах, уметь правильно вести себя в различных ситуациях.

– знать свое тело, уметь ухаживать за ним, иметь навыки самообслуживания.

– владеть навыками оказания первой медицинской помощи.

– уметь вести домашнее хозяйство.

– следить за своей внешностью, соблюдает аккуратность, опрятность. Уметь создать свой стиль в одежде.

– иметь знания по уходу за детьми, уметь строить и планировать семейную жизнь.

– сформировать профессиональные интересы. Ориентироваться на определенный вид профессии, иметь цель в жизни.

– являться законопослушным гражданином РФ, иметь знания о своих правах и обязанностях.

  1. Профессиональная самореализация выпускников.
  2. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования.
  3. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.

Успешность адаптации обеспечивают следующие условия:

– совместная деятельность наставника и воспитанника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;

– наличие у выпускника возможности устанавливать постоянный эмоциональный контакт с воспитателем;

– присутствие социо-педагогической и социо-реабилитационной среды;

– продолжительность взаимодействия не менее трех лет.

Социальная адаптация — важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.

Поэтому одним из ведущих направлений в педагогической работе является подготовка воспитанника к самостоятельной жизни.

Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.

Литература:

  1. Андреева Г. Н. Социальная психология.-М.,2003.
  2. Барабохина В. А., Замалдинова Г. Р. Современные технологии в социальной работе с семьей.-СПб.,2006.
  3. БыковА.В., Шульга Т. И., ОлиференкоЛ. Я. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие.-М.,2003.
  4. Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей/Под общей ред. Галияхметова Р. Р.-СПб.,2002.
  5. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психорогическое обучение.-Л.,1985.
  6. Кулагин Б. В. Основы профессиональной диагностики.-Л.,1984.
  7. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая деприваци в детском возрасте.-Прага, 1984.
  8. Мельников Э. Б. Ювенальная юстиция.-М.,2000.
  9. Морозова Е. Н. Проблемные дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. —М.,2002.
  10. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога.-М.,1996.
  11. Шипицина Л. М. Психическое развитие детей-сирот.-СПб.,1996.
  12. Шнейдер Л. Род, семья, очаг: фамильные ценности// Школьный психолог.-2006.-№ 18(376).
  13. Юдина Н. Воспитание коммуникативной культуры// Школьный психолог.-2007.-№ 12.
Основные термины (генерируются автоматически): выпускник, самостоятельная жизнь, социальная адаптация, проблема, попечение родителей, постинтернатное сопровождение, ребенок, социальная компетентность, детский дом, жизненное пространство.

Похожие статьи

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») для детей подготовительной группы детского сада «Осеннее настроение»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные истории Даниила Хармса» (образовательная область «Речевое развитие»)

Похожие статьи

Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования

На основе практического опыта – коллектива авторов: старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны, воспитателей группы раннего возраста Косниковой Нины Владимировны и Мусатовой Натальи Александровны разработана концепция поисково-практической деяте...

Нормативно-правовые основы организации группы кратковременного пребывания

В статье представлен опыт работы МДОУ д/с № 60 «Ручеёк» г. Волжского Волгоградской области по организации первой группы кратковременного пребывания детей раннего возраста совместно с родителями в Волгоградской области для адаптации при поступлении ре...

Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

На основе практического опыта – авторов воспитателя высшей квалификационной категории Ершовой Елены Геннадьевны и воспитателя первой квалификационной категории Отришко Натальи Ивановны, разработана система работы в области художественно-эстетического...

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка») для детей подготовительной группы детского сада «Осеннее настроение»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Ежик в гостях у детей»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные истории Даниила Хармса» (образовательная область «Речевое развитие»)

Задать вопрос