В данной статье рассмотрены особенности работы в коррекционном центре по трудовому воспитанию и профориентации. Обозначены проблемы получения профессионального образования выпускниками коррекционных центров.
Ключевые слова: трудовое воспитание, профессиональное образование, трудности выпускников коррекционных центров
Процесс воспитания и социальной адаптации очень сложен при работе с совершенно здоровыми детьми. Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с теми или иными отклонениями в развитии. При всей своей сложности задача эта решается в системе созданных в нашей стране специальных коррекционных центров. Трудность проблемы заключается в том, что дети в этих центрах отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. Для многих воспитанников характерно наличие серьёзных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении или в повышенной заторможенности, или в общей ослабленности всех реакций и т. п. У многих имеются также грубые нарушения физического развития. Следует добавить, что нарушения, как умственного, так и других сторон личности, могут быть различны по степени и форме. Это осложняет решение задачи воспитания и социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитания умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.
Известно, что воспитание и социальная адаптация могут быть успешными, если учитывается уровень развития психических и физических возможностей детей. Умение определять этот уровень позволяет найти в каждом конкретном случае верное соотношение между ходом развития ребёнка и возможностями его воспитания и образования.
Согласно Закону РФ «Об образовании» «…государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (гл. 1, ст.5, п.6). Наш Центр ставит перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями с учётом их возможностей, реабилитации и социализации их в обществе. Воспитательная система в коррекционном учреждении должна иметь коррекционную направленность и оказать корригирующее влияние на личность воспитанника. Эта задача решается путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития детей с ограниченными возможностями, на формирование их личности и социальную адаптацию на основе специальных педагогических приёмов.
Целью воспитательной системы является создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребёнка с ограниченными возможностями с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками Центра занимает трудовое воспитание. Оно признано подготовить детей к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника Центра к современной самостоятельной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств:
– формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
– воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки;
– воспитание таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины;
– сохранение социального здоровья воспитанников через выработку адекватных намерений;
– работа по решению этих задач помогает готовить воспитанников к возможности поступления в училища или овладению доступными профессиями после выпуску.
Трудовая деятельность — один из важных аспектов социально-реабилитационной работы. Организация трудовой деятельности детей, в процессе которой в органическом единстве решаются задачи трудового воспитания, образования и развития. Для этого используются различные виды деятельности воспитанников:
– индивидуальный труд;
– коллективный труд в кружках, трудовых бригадах;
– участие в субботниках;
– участие в конкурсах, смотрах, соревнованиях;
– беседы о профессиях;
– экскурсии на производство и в училища;
– анкетирование…
Тем не менее — переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни — один из самых критических моментов жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это происходит потому, что у воспитанников центров ограничены контакты с внешним миром, обеднены условия для приобретения собственного опыта, низкий уровень социальной компетентности, свойственный выпускникам сиротских учреждений. Впоследствии нарушается процесс включения их в жизнь общества, снижается возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний, представлений. Нарушение развития таких познавательных процессов, как произвольное внимание, память, мышление, а также специфика и дефицитарность речевой деятельности, сочетающиеся с низкой познавательной активностью, бедностью эмоциональных проявлений, являются причиной того, что у детей с интеллектуальными проблемами значительно позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируются жизненно необходимые умения и навыки, которые лежат в основе развития личности человека, его социального облика и профессиональной пригодности. Именно поэтому очень сложно подобрать выпускникам образовательное учреждение для получения профессии. Очень немного учебных заведений принимают на обучение детей-сирот. Многие профессии становятся недоступны нашим выпускникам из-за ограниченных возможностей их здоровья. После поступления в лицеи возникают новые проблемы. Выпускники коррекционных учреждений с различными проблемами в развитии чаще всего имеют завышенную самооценку, более-менее адекватно воспринимают критику только от значимых для них людей, привыкли к постоянной руководящей роли воспитателя, который «разруливает» все проблемы. Для них характерны частая смена деятельности, отсутствует упорство в достижении конечного результата и систематичность деятельности. Они занимаются любым делом только пока присутствует интерес. Любое возникшее затруднение преодолеть не в состоянии.
Поступив в училище, дети сталкиваются с большим количеством трудностей. Приходится налаживать новые отношения с детьми и взрослыми, учиться по одной программе с выпускниками массовых школ, ослабевают связи с оставшимися в Центре друзьями и взрослыми. Стремясь к самостоятельности и учитывая завышенную самооценку, выпускники не любят делиться возникающими на новом месте трудностями, рассказывают, как у них всё замечательно. Поэтому для успешной адаптации очень важно чётко налаженное сопровождение выпускников и систематическое общение мастера, руководящего обучением, с воспитателем, у которого в группе находился ребёнок до выпуска.
Литература:
1. Кривцова С. В. Навыки жизни. В согласии с собой и миром. М., Генезис. 2002
2. Материалы к практическим занятиям по курсу «Основы профориентологии». ИСПИП, СПб, 2004
3. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность умственно отсталых детей. М., 1968
4. Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социально-педагогическая психология. Издательство Питер, 1999