Воспитание — процесс противоречивый и длительный, по ходу этого процесса возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют отдаленный характер, и учитывать их трудно. Воспитание начинается задолго до школы и продолжается по ходу всей жизни. С определенного возраста, воспитание сочетается с самовоспитанием. Исправление отрицательных последствий так или иначе поставленного воспитания называется перевоспитанием.
В последнее время проблема «трудных» детей стала чрезвычайно важной.
Численность «трудных» детей неуклонно растёт.
«Трудные» дети — сложившиеся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами.
Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, в семье где ребенок не получает нужного ему внимания, ласки, дружелюбия.
Поэтому очень часто они уходят из дома, бродяжничают, нигде не учатся, хулиганят, воруют, употребляют алкогольные напитки и наркотики, или же напротив, замыкаются в себе, целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и нечего не читая, путешествуют по интернету или играют в компьютерные игры.
Если раньше «трудными» детьми становились, по преимуществу, подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 11 лет.
В настоящее время даже по отношению к детям помладше педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребёнок».
Часто за попавшим в список «трудных» детей по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: педагоги, родители, совет махалли.
Никто не хочет принимать такого ребёнка в школу, в класс, включать в коллектив. Перед нами встаёт вопрос: «Что мы знаем о «трудных» детях? Почему они становятся «трудными»?
Очевидно, родители не хотят их понять, занимаются только своими проблемами, постепенно становясь совсем чужими.
Чтобы найти способ духовного взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что «трудные» дети — это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым самим трудно. Им очень трудно жить, т.к. их душа «лишена» любви и добра со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенные отцовской и материнской ласки, дети становятся агрессивными.
Актуальная задача – преодоление в ближайшие годы апатии таких детей, избавление от инертности и социального отчуждения детей от дома и школы. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние годы интенсифицировались. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам, распространены повсеместно. В этом повинны семья, и школа, не предоставляющие детям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая детям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, пассивности в поисках своего места в жизни.
Очень часто приходится быть свидетелями ссор родителей, их пьянства, вследствие чего ребенок не может развиваться нормально, он ослабевает, болеет, озлобляется и психологически деформируется.
«Трудный» ученик — это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями, ощущение своей беззащитности в окружающей среде. Оказавшись среди сверстников, они чувствуют себя «неполноценными» в том плане, что они не такие, как другие.
Их условия жизни отличаются от условий жизни других детей. Испытывая огромные психологические страдания и душевные муки от чувства «непонятности» и «исключительности», «трудные» дети практически никогда сами не обращаются за помощью к взрослым.
Всем учителям — наставникам знакомо чувство тревоги из-за того, что наши ученики совершают ошибки, попадают в дурную компанию, пробуют пить спиртное, наркотики, нюхают клей, совершают ошибки в отношениях между полами.
В этот период ученики не желают обращаться к учителям или родителям. Ищут помощь на улице в своих компаниях, где нет требований со стороны учителей и допроса родителей. Это приводит к правонарушениям среди «трудных» учеников. Дурное влияние в значительной мере оказывают сами родители. Часто случается, что в семье произошли изменения, например, появление отчима или мачехи, пристрастие родителей к алкоголю. Дети не принимают этих изменений.
В этом случае требуется особый подход к каждому ученику.
Педагоги нашей школы стремятся к тому, чтобы у этих учеников появился интерес к обучению, к жизни, который пропал когда-то из-за конфликта с родителями, учителями. Очень важную часть работы педагогов составляют беседы с родителями, с учениками.
Часто родители не понимают проблем своих детей. Это происходит, в частности, из-за равнодушного отношения родителей к судьбе ребенка. К примеру, ученик 3 класса Андрей родился в 1997 году. Когда ему исполнилось 9 лет, он пришёл в 1 класс. Очень часто пропускал занятия.
Можно было только условно сказать, что он учится. Он бродяжничал. Синдром бродяжничества стал его диагнозом. С самого раннего детства его домом стала улица. Улица его кормила, он рано начал попрошайничать. Мама занималась только собой и своими «мужьями».
Самым главным врагом в жизни Андрея была его мама. Он ненавидит её, бежит, если они вдруг случайно встретятся на улице. Она не смогла создать ему дом, хотя у неё была наследственная квартира. Она очень быстро её прокутила. С тех пор каждый из них жил своей жизнью, ночевал, где ночь застанет. Рядом с ней всегда были мужчины, разные, но похожие в одном, прожигающие жизнь.
Школа и махалля тревожили мать, взывали к её совести, требовали, чтобы она вернула сына с улицы, однако она и слушать не желала. Это лишь спровоцировало её требования определить Андрея в соответствующее государственное учреждение. Она думает только о себе. В её жизни нет места Андрею.
Ещё один пример, Александр. Он жил с мамой и её сожителем. Сашу она родила как мать-одиночка. Мама живет для себя, пьёт, сыном почти не занимается. Он не любит своего отчима, поэтому его отношение к матери стало очень холодным. Ну а мама, чтобы не потерять мужчину, родила ещё одного ребёнка. Получилось, что в семье – отдельная семья, обладающая своими интересами. Мама с отчимом часто ругались, по этой причине Саша почти не жил дома, бродяжничал, пропадал на целый день. Из-за склонности бродяжничать, родители держали его взаперти. Однако Саше удается убежать на улицу.
Педагоги школы неоднократно вызывали мать в школу для того чтобы провести беседу, но желаемого результата не достигли. Отношение мамы к Саше, к школе было безразличным, она не стала искать сына. Более того, она юридически отказалась от Саши, решила, что выполнила свой долг и стала ждать, пока его определят в интернат. В настоящее время Саша живет в интернате.
Вот откуда появляется «трудный» ребёнок. Родительский дом — начало всех начал.
Формирование личности детей находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд, чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности ребенка. Поэтому «трудных детей» необходимо включать в общественную жизнь, в разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде (дежурстве по классу, уборка школы) на правах равноправных членов, «трудные дети» приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляются и совершенствуют моральные качества.
Здесь на помощь приходит коллектив.
Становление коллектива - стадия первоначального сплочения; он выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося превратить организационно оформлявшуюся группу (совместная работа школы, махалля, семьи, класса, кружка) в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. «Трудные дети» сплачиваются на основе общей цели, общей трудовой, учебной, игровой деятельности и общей организации.
Следует отметить, что усиливается влияние актива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив способен требовать от «трудных детей» — своих членов, определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется.
Таким образом, коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Литература:
1. Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях: Сборник научно-методических статей.Ташкент.2011г.
2. Гордина Л. Ю. Спутник классного руководителя. Москва. Просвещение. 1990г.
3. Худайкулова Ф.Х. Родительский комитет в школе. Ташкент. - УЗ.НИИПН. - 2011