Причины девиации в поведении детей и как их избежать
Автор: Майданкина Инна Викторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 10.05.2014
Статья просмотрена: 81 раз
Библиографическое описание:
Майданкина, И. В. Причины девиации в поведении детей и как их избежать / И. В. Майданкина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5562/ (дата обращения: 16.12.2024).
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники и сам ребёнок. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в определенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования будущей личности общества. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно влияет на формирование личности подрастающего ребёнка. Если раньше асоциальное поведение наблюдалось у подростков, в переходный период, то в настоящее время это не редкость у детей начальной школы. Педагогу приходиться иметь дело с детьми, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Пример родителей, стиль воспитания ребенка в семье и приводит к школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации. И если ребёнку вовремя не помочь, то в дальнейшем могут пополнится ряды безнадзорны и беспризорных детей. С самого рождения ребенок впитывает в себя ту атмосферу и принимает за основу те социальные нормы поведения, в которых он воспитывается. Семья как микромодель общества выступает важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности будущего гражданина своей страны. Именно семья должна служить проводником включения маленького человека в сложный и противоречивый реальный мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимопониманий в вопросах воспитания между супругами, но и системы «родители -ребёнок», взаимным отчуждением родителей и детей. Семья перестала выполнять своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. Большую роль она несёт как разрушительную. В настоящее время общество, а в первую очередь школа, заинтересованы в максимально полном использовании потенциала семьи. Откуда возникают проблемы между «отцами и детьми». Да в первую очередь от стиля воспитания ребёнка в семье. Давайте рассмотрим некоторые, наиболее распространённые из них.
«Загубленное детство» — предполагает слепое обожание, мелочная опека, потакание желанием своего чада. Ребенок выступает центром семьи, где присутствует неоправданная идеализация его любых поступков. Всё это приведёт к торможению процесса успешной социализации в обществе, несамостоятельность поступков, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка.
«Равнодушное детство» — пренебрежение интересами ребёнка, отчуждённость, равнодушие к успехам или неудачам малыша, попустительство (приобретение житейского опыта за счет своих личных ошибок, не зависимо от последствий), бесконтрольность. В результате мы получаем — замедленное эмоциональное развитие, обостренное чувство самолюбия, агрессивность, отчаяние, озлобленность, недоверие к взрослым, разочарование, уход в свой собственный мир.
«Задавленное детство» предполагает чрезмерную опеку, запреты как систему воспитания, чрезмерную требовательность, жесткость в обращении, излишнюю строгость, постоянные нотации, грубость в проявлении родительской власти. Итог такого воспитания видится в следующем: проблемы в социализации, подавление личных желаний, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка.
«Загубленное детство» подразумевает аморальный пример родителей, полную бесконтрольность, безнадзорность за воспитание ребёнка, сам ребёнок выступает как объект постоянных ссор, где каждый из родителей стремиться привлечь его на свою строну. Результат на лицо: ребёнок признает только физическую силу, происходит формирование антисоциального идеала, ребёнок постоянно ищет оправдание собственным недостаткам, проявление скепсиса, злости, агрессивности, лицемерия, приспособленчество, отсутствие веры в будущее, ребенок привыкает к недисциплинированности, разочарование, недоверие взрослым, возникает стремление отгородиться от всего мира. Воспитание ребенка в одном из таких стилей в любом случает порождает развитие убогой, озлобленной личности, для которой физическая сила является идеалом для разрешения всех проблем. Будущее общества с такими гражданами ведет саморазрушению. Как же это предупредить. Конечно же, это постоянная работа с родителями. Большую часть своего времени ребёнок проводит в образовательном учреждении. Основной мотив деятельности дошкольника — познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира. Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий — результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Процесс социальной адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий жизнедеятельности детей: поступление в детский сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т. д. Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости. Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятных воздействий окружающей среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны для детства, но не являются адекватными в последующие возрастные периоды.
Задача взрослого — не ограждать ребенка от неблагоприятных условий среды, а научить правильно использовать методы социальной адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологической защиты в зависимости от обстоятельств жизни; менять поведение с учетом требований той социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правилами, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими особенными взглядами на жизнь, мир, самого себя. Было замечено, что прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание — обиду и страх повторного наказания. Моделирование ситуаций правильного поведения на занятиях почти никогда не переносится ребенком в реальную жизнь, но при этом охотно и правильно воспроизводится на последующих занятиях. Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно, т. е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития. Социальную адаптацию детей можно рассмотреть в трех аспектах: развитость игровых способностей, успешность игровых и реальных отношений со сверстниками, благополучность семейных отношений. Каждый из этих параметров имеет свои составляющие. Игровые способности: игровая активность, произвольность игрового поведения, адекватность выбора социальной роли в игре, умение отыгрывать социальные ситуации, внешняя активность (сотрудничество или агрессивность). Реальные и игровые отношения со сверстниками: решение конфликтов — уход от проблем, социальное поведение (нормы, правила, требования), речевая активность, наличие друзей в группе, коммуникативность (легкость-трудность). Семейные отношения: отыгрывание семейных, ситуаций, семейное благополучие (сведения от родителей). Для осуществления педагогической коррекции социальной дезадаптации необходимы, на наш взгляд, работа по снятию напряжения, установлению взаимопонимания, доверия, анализ конфликтных ситуаций, руководство ролевым взаимодействием детей в игре, позитивное стимулирование, использование образов народной сказки как примера для подражания или выработки осознанного отношения к отрицательному персонажу. Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыгрывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной социальной адаптации и в образовательном учреждении и в семье.