Что такое подросток и с чем его «едят»? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 29.05.2015

Статья просмотрена: 1566 раз

Библиографическое описание:

Сакауова, А. У. Что такое подросток и с чем его «едят»? / А. У. Сакауова, А. Е. Такташева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 3 (3). — С. 93-95. — URL: https://moluch.ru/young/archive/3/146/ (дата обращения: 16.12.2024).



 

Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков… Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него — не он для них. Такая эпоха теорий, не условленных действительностью, а потому и не желающих применения, мечтательных и неопределённых порывов, избытка сил, которые собираются низвергнуть горы, а пока не хотят или не могут пошевельнуть соломинку, — такая эпоха необходимо повторяется в развитии каждого; но только тот из нас действительно заслуживает название человека, кто сумеет выйти из этого волшебного круга и пойти далее, вперёд, к своей цели

И. С. Тургенев

Подростковый возраст (10–15 лет) –это переходный возраст, в течение которого происходит переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости.

Подросток — это полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие — и все виды его деятельности.

Этот период характеризуется активным половым созреванием и значительным скачком в росте. Подростковому возрасту так же свойственна эмоциональная нестабильность, которая обособлена гормональной неустойчивостью, но в прочем подростки такие же люди как и все взрослые, которые тоже нуждаются в самореализации, поддержке и уважении со стороны взрослых [1].

Словосочетание “Современный подросток” последнее время вызывает у людей внушительный спектр эмоций. Начиная от негативных, заканчивая иронией. Часто от взрослых можно услышать их любимое «Вот сейчас подростки неблагодарные пошли, а вот мы в их возрасте…»

Чем же “современные подростки» заслужили такое внимание к себе? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте — общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью. В подростковый период потребность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества [4].

Подростков отличает сильное желание принадлежать к группе, к любой. Что отражает эта потребность? В своей книге «Новый ребенок. Кто кого дурит» Ошо объясняет «… это происходит потому, что они уже не принадлежат семье, а они слишком молоды и боятся одиночества. Если бы не эта пропасть между ними и родителями, не было бы необходимости в подобных группировках. На Востоке нет ничего подобного — хиппи, панков или бритоголовых. Этого не происходит по той простой причине, что дети принадлежат семье, они укоренились в ней, они не одиноки. Подростки хотят вступить в любуюгруппировку, потому что боятся оставаться одни. Они слишком молоды, слишком чувствительны, поэтому вступают в любую доступную группировку. … необходимо создать другие группы. Истории известно немало таких групп. Например, школа Сократа, ученики которой искали истину. Все здравомыслящие жители Афин попадали под влияние этой школы. Сократ был не одинок: по всему Востоку было много софистов, чья работа сводилась к обучению искусству спора. Тысячи молодых людей посещали эти софистские школы, чтобы научиться вести искусный спор.

В Индии было немало школ — различные мудрецы, предлагающие различные философии, — и молодежь проявляла интерес. Здесь есть определенная доля принадлежности, но это никого не порабощает; каждый свободен и одновременно чувствует какую-то синхронность с тысячами людей [2].

Центральное новообразование подростничества — «чувство взрослости» – отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [3].

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Отрочество — период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей.Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.Недостаток внимания, заботы и руководства, формализм взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью.

Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Взрослые же нередко реагируют на это ужесточением контроля, изоляцией своего чада от сверстников. В результате противостояние подростка и родителей лишь возрастает [5].

Взаимоотношения можно формировать, потому что они могут изменяться. Общение родителей с детьми влияет на их познавательную деятельность, поведение, эмоционально–волевую сферу. М И Лисина обнаружила, что если поощрять активность детей, то они раскрывают свои познавательные способности, начинают доверять взрослым, с которыми у них устанавливаются благожелательные отношения. Если родители приветствуют занятия подростка интеллектуальной деятельностью, гордятся его призами, постоянно говорят другим о его успехах, их взаимоотношения становятся близкими [6].

Как стать хорошим родителем?

Это очень легко, если вы любите. Не спрашивайте «как», потому что «как» обозначает, что вы спрашиваете о методе, методологии, технике — а любовь это не техника.

Любите своих детей и наслаждайтесь их свободой. Давайте им совершать ошибки, помогайте им увидеть, где они совершили ошибку. Дети очень восприимчивы, и если вы к ним относитесь с должным уважением они готовы слушать, готовы понимать: и тогда оставьте их вместе с их пониманием. Это вопрос всего лишь нескольких лет вначале, затем они смогут опереться на свой разум и совершенно перестанут в вас нуждаться. Вскоре они уже смогут двигаться сами [2].

Изучая материал для статьи, я ознакомилась с большим объемом информации на эту тему. Наиболее приглянувшаяся из нее — это краткая, но не менее важная от этого, памятка для родителей по воспитанию детей-подростков. Хотелось бы поделиться ею с вами.

Памятка о воспитании подростков

  1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция — это результат «трудного возраста».
  2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть — со всеми его достоинствами и недостатками.
  3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
  4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).
  8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями [7].

 

Литература:

 

  1. В. А. Крутецкий, «Психология», М. «Просвещение», 1986.
  2. Ошо, «Новый ребенок. Кто кого дурит»
  3. Туревская Е. И. «Возрастная психология», Тула, 2002.
  4. Интернет ресурс: http://newchild.dp.ua
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. — 4-е изд., — М., 1999.
  6. Казанская в. г. «Подсроток. Трудности взросления», СПб.: издание: 1-е, 2005.
  7. Интернет ресурс: http://nsportal.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, взрослый, отношение, ребенок, подростковый возраст, Восток, сторона взрослых, чувство взрослости, родитель.


Задать вопрос