Проблемы низкостатусных учеников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (75) январь 2024 г.

Дата публикации: 08.12.2023

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Афанасьева, Д. А. Проблемы низкостатусных учеников / Д. А. Афанасьева, Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/young/archive/75/3997/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проблемы низкостатусных учеников

Афанасьева Дарья Александровна, учащаяся 6-го класса

Научный руководитель: Килина Галина Борисовна, педагог-психолог

МКОУ «Санаторная школа-интернат № 82» г. Новокузнецка

Изучением и формированием межличностных отношений в группе занимались Божович Л. И., Коломинский Я. Л., Кульчицкая Е. И. и др. Установлено, не всех детей принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Психологическое изучение этих детей поможет выяснить факторы, обеспечивающие ребёнку то или иное место в системе личных взаимоотношений, и наметить педагогические мероприятия, которые обеспечили бы каждому низкостатусному (далее — изгой) благоприятное место в этой системе.

В ученической группе одни школьники пользуются симпатиями многих сверстников, другие меньше привлекают к себе товарищей, третьи отказываются в своеобразной психологической изоляции. Существуют два типа субъективного переживания изоляции:

  1. Невольное одиночество, которое воспринимается как несчастье; реакция на невольное одиночество — поиск общества других людей.
  2. Добровольное уединение, которое воспринимается как освобождение от гнета окружающего мира, как возможность для творчества или психологического восстановления, чтобы справиться со своими проблемами, не испытывая при этом давления других людей.

Но чаще всего неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками, переживание своей отторгнутости от группы может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности. В результате изгои отличаются:

  1. Как низкой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания.
  2. Оценивают себя неадекватно высоко по тем параметрам, по которым они менее успешны, нежели их одноклассники (например, по количеству друзей в классе, по успехам в учебе и т. д.).
  3. Предполагают, что окружающие их недооценивают.
  4. Подчеркивают свое неприятие школы, отмечают, что их дразнят, обижают одноклассники.
  5. Склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.
  6. Они отрицают собственную ответственность за происходящее.
  7. Выказывают защитную агрессию, не пытаются найти выход из ситуации.
  8. Не умеют адекватно реагировать на неприятности в жизни.

Выделяют несколько видов отвержения:

  1. Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т. п.).
  2. Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).
  3. Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту).
  4. Игнорирование.

Процесс отвержения начинается рано. Эти дети ощущают эмоциональный дискомфорт в семье, у них нарушены границы между членами семьи, нарушено взаимодействие с матерью [6]. Исследования Терещук Р. К. позволили выделить среди 3–4-х летних дошкольников непопулярных детей. Уже в первом классе становится ясно, кто стал изгоем в классе. Они стремятся продемонстрировать свои преимущества — в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения с ровесниками. Красневская Г. И. изучала учащихся — изгоев в начальной школе. Выявила личностные особенности этих детей: неуверенность в своих силах, замкнутость, робость, пассивность. Автор выявленные особенности связала с отношениями, которые складываются между отверженным ребёнком и родителями. Если лишать ребёнка элементарной самостоятельности, внушать его слабости, морализировать с целью приучения к положительному, унижать за промахи и неудачи, то у ребёнка возникнет неуверенность в своих силах, низкая самооценка и т. д. Следовательно, особенности отношений в семье способствуют формированию личностных черт ребёнка, которые могут привести к отверженности в группе сверстников. Выделяют роли, которые играют отвергаемые дети: любимчик, прилипала, шут» или «козел отпущения», агрессор и ябеда.

Кроме физических нападок изгой подвергается со стороны сверстников и моральному насилию. Шантаж чаще всего связан с угрозой рассказать о чем-то взрослым, выдать им какой-то проступок жертвы, если та не будет выполнять требования преследователя. Самой распространенной формой насилия в ученической группе являются обзывательства и оскорбления. Прозвища западают в душу изгоя, травмируют его. Неблагоприятные отношения способствует возникновению у него отрицательных переживаний, исчезновению уверенности в себе и желания учиться. Отвергаемый сверстниками ребёнок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной различных невротических расстройств, способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. В результате неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками, переживание своей отторгнутости от группы может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности.

В подростковом возрасте наблюдается мощный всплеск неформальных взаимоотношений и в результате перестраивается вся система межличностных отношений. По мнению Э. Эриксона, преобладающий источник беспокойства в этом возрасте — боязнь быть отвергнутым сверстниками. Подростки становятся настолько подвержены влиянию группы, что могут даже поступиться своими убеждениями, если их мнение расходится с групповым. Коломинский Я. Л. делает вывод о том, что часто отверженность в группе подростков зависит от того, насколько тот или иной участник не соответствует ее ценностным ориентациям [4]. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении, оказывает отрицательное влияние на успеваемость, толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки.

Подростки, которые находятся в изолированном положении в системе личных взаимоотношений, имеют тенденцию переоценивать своё положение. По-видимому, у человека существует неосознанное стремление не допустить мысль о своём неудовлетворительном положении, своеобразное вытеснение этой мысли, способной вызвать внутренний конфликт. Такая неадекватность может появляться в поведении изолированных подростков при этом, вызывая у них повышенные претензии к товарищам, нескромность, что в свою очередь углубляют их психологическую изоляцию.

Социометрические исследования Коломинского Я. Л. указывают, что лидеры, как правило, избегают изгоев, сами же изгои лидерам отдают в два раза больше выборов. Изгои лучше относятся к лидерам, так как меньше с ними сталкиваются, а значит, и конфликтуют. Фактически именно страта «средних» обеспечивает социометрические выборы низкостатусным ученикам, что говорит об их готовности взаимодействовать с изгоями. Этот процесс очень важен, так как не только обеспечивает изгоям получение эмоционального удовлетворения от сознания того, что они не отвергаемы группой (при том, что являются непривлекательными для лидеров), но и позволяет интегрироваться в системе межличностных взаимоотношений в рамках сообщества.

Рекомендации по преодолению отверженности в ученической группе:

  1. Развивать положительные качества, обращать на них внимание сверстников.
  2. Выяснить причины неблагополучного положения их в классе.
  3. Желательно, чтобы об успехах изгоев в выполнении отдельных заданий знали товарищи по классу, а сами эти задания выступали в виде полезных, значимых для коллектива дел.
  4. Низкий статус учащегося в классе может быть обусловлен отсутствием у него интереса к общественным делам. В этом случае надо развивать чувство причастности к жизни коллектива путем поручений, от выполнения которых зависело бы не только положение этого учащегося, но и благополучие класса в целом.
  5. Полезно, чтобы в классный актив попеременно включались все учащиеся, а функции активистов были разнообразными.

Литература:

  1. Битянова, М. Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике. — Текст: непосредственный. — Москва: 2005.-30с.
  2. Дети-изгои в детском коллективе. Что делать? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://podrostok.68edu.ru/
  3. Ильин, В. А. Травля — явление системное —// Школьный психолог. — 2019. — № 1–2. — С. 48–50. — Текст: непосредственный
  4. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. — Минск, 1984.-300с. — Текст: непосредственный
  5. Петкевич,А . Изгой в классе. Время бить тревогу? / А. Петкевич. // Школьный психолог. — 2019. — № 5–6. — С. 30–31.- Текст: непосредственный
  6. Пивненко, Т. В. Особенности игры детей дошкольников, не принимаемых сверстниками / Т. В. Пивненко, Е. В. Филиппова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive
  7. Терещук Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников / Р. К. Терещук. — Кишинев, 1989. — 123с.- Текст: непосредственный


Задать вопрос