В статье рассматриваются причины заниженной самооценки, а также ее влияние на формирование личности подростка, приведены результаты исследования уровня самооценки, проведенного автором, а также представлен комплекс упражнений для повышения уровня самооценки.
Ключевые слова : самооценка, личность, Я-концепция личности.
К сожалению, большинство людей из-за своих комплексов, неуверенности и заниженной самооценки не могут найти свое место в жизни. Из-за такого отношения к себе окружающие люди не воспринимают их всерьез и не прислушиваются к их мнению. Людей с заниженной самооценкой перестают замечать.
Во все времена люди стремились стать успешными и счастливыми. Особенно актуально это в современном обществе. Но для роста по карьерной лестнице, семейного благополучия, любви и счастья каждому человеку необходимо иметь правильную самооценку.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей и своего места среди других людей. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формируется тогда, когда субъект выявляет мнение о самом себе и своих поступках у людей, контактирующих с ним в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результатом этих контактов является заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он зачастую теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, общаться с людьми. Высокий уровень самооценки ведет к уверенным действиям и правильным решениям. Низкий уровень самооценки ведет к неуверенности, робости и, как следствие, к неуверенности в процессе принятия решения. [2]
Среди причин низкого уровня самооценки можно назвать следующие:
– живем в негативном обществе, постоянно имеем дело с негативно настроенными людьми. На каждом шагу вам указывают, что вы идете не той дорогой. Те, кто не выдерживают этого напряжения, выбирают путь проще — слиться с массами и оставить свои цели. Таких людей очень много, общество просто крадет их мечты;
– способности человека внешний облик и интеллект неоднократно высмеивались или подвергались сомнению родителями и учителями, друзьями;
– придание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение;
– сравнение себя с другими людьми.Нельзя сравнивать себя с другими людьми, потому что все люди разные. Каждый человек является уникальным и имеет свой список ценностей;
– установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться.
«Я» — концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Формирование, развитие и изменение «Я» — концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (например, школа, семья, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает огромное влияние на формирование «Я» — концепции. Наибольшее влияние на формирование «Я» — концепции в процессе социализации оказывает семья. С возрастом более весомым в развитии «Я» — концепции становится значение опыта социального взаимодействия в неформальных группах и школе. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте [1]
В самом общем виде в психологии выделяют две формы «Я» — концепции — реальную и идеальную. Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция является реалистичной. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же «Я» — концепция (идеальное «Я») отражает представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная «Я» — концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной «Я» — концепцией приводит к различным последствиям: как негативным, так и позитивным. С одной стороны, расхождение между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной «Я» — концепции становится источником самосовершенствования личности и стремления ее к развитию. По сути, на представлении о том, что реальная и идеальная «Я» — концепции в большинстве случаев в различной степени закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.
Мы решили выявить уровень самооценки моих одноклассников, а также установить взаимосвязь успеваемости с уровнем самооценки. Для исследования была выбрана методика С. В. Ковалева (тест — опросник «Определение уровня самооценки»). Данная методика, предназначена для определения уровня самооценки личности. Она представляет собой 32 суждения, к которым необходимо выразить свое отношение, используя предложенные варианты ответов. Всего было опрошено 28 человек.
По результатам исследования было выявлено, что у 46 % учащихся моего класса заниженная самооценка, у 36 % — средний уровень самооценки, 18 % респондентов имеют высокий уровень самооценки. Если сравнивать уровень самооценки учащихся по половому признаку, то было установлено, что у учащихся мужского пола уровень самооценки в целом немного выше, чем у их сверстниц женского пола. Из этого можно сделать вывод, что девушки моего класса испытывают большую неуверенность в своих силах, чем юноши того же возраста. Было установлено, что самооценка и успеваемость в школе связаны между собой. Тот, кто успевает в учебе, как правило, имеет высокую самооценку.
Для того, чтобы помочь учащимся с низкой самооценкой повысить ее уровень, мы составили комплекс специальных упражнений и познакомили с ним тех ребят, у которых по результатам анкетирования был выявлен низкий уровень самооценки. Вот некоторые из них:
– упражнение «Зеркало». Смотрите почаще на себя в зеркало. И когда смотрите, говорите себе позитивные слова, что вам в себе нравится. Например: «ты успешный человек», «я люблю тебя», «я верю в тебя», «ты всегда принимаешь правильные решения», «ты пришел в этот мир, чтобы иметь успех» и т. д. Старайтесь всегда замечать в себе именно положительные черты. Полюбите себя таким, каким вы являетесь. Если вам не нравится по каким-либо причинам ваша внешность, начните замечать в ней только прекрасное.Боритесь со своими комплексами. В конце концов, не может же быть такого, что у вас только одни недостатки! Чаще говорите себе комплименты. Делайте себе подарки. Не забывайте себя хвалить за каждое дело. И со временем ваш образ обязательно изменится [1];
– упражнение «Дневник побед». Возьмите чистую тетрадь и озаглавьте ее «Дневник успеха». Записывайте в нее все, что в течение дня удалось спланировать и сделать хорошо, все свои победы. Все плохое забываем и опускаем. Хорошо, если вы будете делать в вашем дневнике не менее пяти записей в день. Это могут быть даже маленькие дела. Вначале вам может быть трудно. Правило простое: когда сомневаетесь, всегда принимайте положительный ответ. Пусть лучше у вас будет избыток, чем недостаток уверенности в себе. Произойдет формирование самооценки в пользу ее повышения [1];
– упражнение «Быть в гармонии со своими мыслями». Только после того, как вы поймете, что у каждого человека, в том числе и у вас, есть свой внутренний мир, вы начнете с ним ладить. Ваш внутренний мир конечно же отличается от внутреннего мира других людей. А все потому, что каждый человек является индивидуальностью. Вы должны четко осознавать, что вы личность, которая заслуживает уважения и внимания окружающих.
Образ «я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку повысить уровень его самооценки непросто, но возможно. У тех подростков, кто уверен в себе и высоко ценит себя, множество стимулов к тому, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, поддерживать высокую репутацию.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в качестве руководства при работе со школьниками для повышения уровня их самооценки.
Литература:
- Барлас Т. В. Популярная психология. От конфликтов к обретению «Я». — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 160 с.
- Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: Педагогика,2001. — 232 с.
- Помванова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М., 2000. — 184 с.
- Психология подростка. Учебник./ Под ред. члена корреспондента РАО А. А. Реана — СПб.: «прайм- ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с.
- Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 2001. — 976 с